Инновационный опыт (2021-2023)

В 2021- 2023 годах в учреждении реализован инновационный проект «Внедрение модели программно-методического обеспечения организации психологической помощи в учреждениях общего среднего образования на 2021-2023 гг.»

развернуть

 Основная идея инновационного проекта заключается в разработке единых подходов и требований к организации психологической помощи участникам образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования, внедрению наиболее эффективных моделей психолого-педагогического сопровождения обучения и воспитания обучающихся, что позволит успешнее решать задачу организации психологической профилактики и коррекции на ранних этапах. 

   Исследование позволит выработать согласованные подходы к использованию новых технологий в процессе оказания психологической помощи и повысить ее эффективность.

  Таким образом, научная новизна исследования заключается в систематизации процедур оказания психологической помощи участникам образовательного процесса, обосновании модели психолого-педагогического сопровождения обучения и воспитания в различных условиях, совершенствовании системы работы по оказанию психологической помощи.

  Гипотеза инновационного проекта:

реализация модели позволит совершенствовать систему работы педагогов-психологов по оказанию психологической помощи участникам образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования, что, в свою очередь, обеспечит повышение ее эффективности.

  Цель инновационного проекта: повышение качества оказания психологической помощи участникам образовательного процесса.

  Достижение цели предполагает решение следующих задач:

  внедрить модель программно-методического обеспечения организации психологической помощи в учреждениях общего среднего образования;

  внедрить методические рекомендации для социально-педагогических центров и учреждений общего среднего образования по обеспечению взаимодействия в рамках инновационной деятельности;

  внедрить единые подходы и требования к организации психологической помощи участникам образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования;

  оценить эффективность внедрения проекта.

свернуть

Описание структуры и содержания внедряемой инновационной модели

развернуть

Оказание психологической помощи направлено на профессиональную поддержку и содействие обучающемуся, его законным представителям или социальной группе, иным участникам образовательного процесса в решении психологических проблем, в социальной адаптации, саморазвитии, самореализации, реабилитации, преодолении сложной психологической ситуации, которая нарушает нормальную жизнедеятельность и не может быть преодолена им самостоятельно.

Формы оказания психологической помощи разделяются в зависимости от характера взаимодействия между участниками образовательного процесса и педагогом-психологом (очная, дистанционная), от количества участников (индивидуальная, групповая), от временных параметров (краткосрочная, долгосрочная, неотложная, экстренная).

В каждом конкретном случае форму, вид, средства, методы и объем психологической помощи определяет и рекомендует педагог-психолог в соответствии с состоянием участника образовательного процесса и спецификой его психологической проблемы.

Социально-педагогический центр (далее – СПЦ) является координирующим учреждением, предназначенным для обеспечения координации деятельности педагогов-психологов учреждений образования, внедрения единых подходов к деятельности специалистов по оказанию психологической помощи, оказания практической помощи молодым специалистам в овладении профессиональным мастерством.

СПЦ обеспечивает следующее:

ведет непосредственную работу с педагогами-психологами учреждений образования;

организует деятельность педагога-психолога на местах;

оказывает методическую и иную профессиональную помощь педагогам-психологам учреждений образования;

обеспечивает систематическую супервизионную поддержку и сопровождение процесса оказания психологической помощи;

осуществляет экспертную супервизию сложных случаев, требующих динамического наблюдения;

консультирует администрацию учреждений образования по социально-психологическим проблемам управления, создания оптимального социально-психологического климата в педагогическом коллективе и по другим вопросам профессиональной деятельности.

Социально-педагогические и психологические службы учреждений образования (далее – СППС), предусмотренные в каждом типе учреждений образования будут являться структурными звеньями СПЦ.

Педагог-психолог обеспечивает следующее:

психологическое консультирование участников образовательного процесса;

проведение психологической диагностики психического развития и психологического здоровья обучающихся;

проведение коррекционно-развивающей работы с обучающимися;

психологическую профилактику и психологическое просвещение участников образовательного процесса.

Руководителем управления образования издается приказ по созданию психологической службы района (далее – Служба).

Работа Службы основывается на строгом соблюдении международных и национальных актов и законов об оказании психологической помощи, защите прав и законных интересов несовершеннолетних. В своей деятельности Служба руководствуется законодательством Республики Беларусь в области образования, нормативными документами и актами, приказами, инструкциями Министерства образования.

Общее руководство Службой и ответственность за ее организацию возлагается:

в целом – на СПЦ;

в учреждениях общего среднего образования – на руководителей учреждений образования.

В структуре деятельности Службы предусматривается двойное подчинение по административной и по профессиональной линиям.

Административное управление осуществляется руководителем учреждения образования. Деятельность – направлена на определение стратегии развития и функционирования учреждения образования, создание необходимых для этого условий, обеспечивает необходимую финансовую, правовую, материально-техническую и организационную деятельность педагога-психолога.

Профессиональное руководство осуществляется СПЦ. Деятельность – направлена на внедрение единых подходов по оказанию психологической помощи, оказания практической помощи молодым специалистам в овладении педагогическим мастерством, обеспечение контроля за качеством оказания психологической помощи. Ориентировано как на выполнение актуальных запросов педагога-психолога, так и на перспективу его развития. Служба работает в тесном контакте с Республиканским центром психологической помощи, институтами развития образования, учреждениями здравоохранения и социальной защиты. 

         В целевом компоненте модели определена цель инновационной деятельности: обоснование, внедрение и оценка эффективности проекта.

Содержательный компонент модели представляет систему работы по оказанию психологической помощи.

Очная психологическая помощь оказывается при непосредственном взаимодействии педагога-психолога СППС и участника образовательного процесса в учреждении образования.

Дистанционная психологическая помощь оказывается специалистами СПЦ при взаимодействии педагога-психолога и участника образовательного процесса с использованием средств электросвязи.

Индивидуальная психологическая помощь оказывается педагогом-психологом СППС участнику образовательного процесса один на один при отсутствии посторонних лиц.

Групповая психологическая помощь оказывается педагогом-психологом СППС семье (состоящей из двух и более лиц), коллективу (классному, школьному, педагогическому и т.п.).

Краткосрочная психологическая помощь применяется для решения конкретной актуальной проблемы или проблемной ситуации участника образовательного процесса, длится от одного приема (от 45 минут) до нескольких (10) приемов на протяжении нескольких недель, месяцев.

Долгосрочная психологическая помощь применяется для психологического анализа и исследования личностного содержания проблем обучающегося, его законного представителя, причин и условий их возникновения, эффект развивается медленно и носит устойчивый характер.

Экстренная (неотложная) психологическая помощь обеспечивает безотлагательное психологическое консультирование участникам образовательного процесса, содействует мобилизации его физических, духовных, личностных, интеллектуальных ресурсов для выхода из кризисного состояния, способствует предотвращению развития психических состояний, представляющих опасность для клиента и иных лиц.

Методический компонент модели включает методы, приемы, формы и средства оказания психологической помощи участникам образовательного процесса.

Оценочно-коррекционный компонент модели строится на основе диагностик оказания психологической помощи, обеспечивает постоянную информацию о динамике показателей, определяющих эффективность инновационной деятельности.

Основными показателями качества оказания психологической помощи являются:

своевременность оказания психологической помощи;

степень улучшения психологического состояния участника образовательного процесса и готовности к самостоятельному решению им своих психологических проблем в результате продуктивного взаимодействия с педагогом-психологом, оцениваемая участником образовательного процесса;

соответствие кадрового состава квалификационным требованиям к педагогам-психологам;

систематическая супервизионная поддержка и сопровождение процесса оказания психологической помощи;

экспертная супервизия сложных случаев, требующих динамического наблюдения.

Отсроченная оценка результатов оказания психологической помощи участнику образовательного процесса осуществляется путем опроса или анкетирования по решению руководителя учреждения образования, оказывающего психологическую помощь, или СПЦ.

В случае превышения спроса на психологическую помощь над возможностью ее предоставления педагог-психолог может переадресовать участника образовательного процесса к другому специалисту, включенному в психологическую службу района (города), по согласованию с данным педагогом-психологом, либо в СПЦ. Лицам, переживающим тяжелые эмоциональные состояния, представляющие опасность для его личности или общества, психологическая помощь оказывается вне очереди, в порядке, определяемом педагогом-психологом.

Целью психологической поддержки педагогов-психологов учреждений общего среднего образования является содействие повышению эффективности деятельности специалистов, приобретение ими новых личностных ресурсов: повышение психологической, коммуникативной компетентности, стрессоустойчивости и эмоциональной стабильности, развитие навыков разрешения конфликтов.

Виды психологической поддержки:

психологическая профилактика и психологическое просвещение – совокупность мероприятий, направленных на предоставление психологических знаний, повышение психологической культуры педагога-психолога (группы), формирование у него потребности и готовности использовать полученные психологические знания для саморазвития, самосовершенствования, самореализации, улучшения (нормализации) взаимоотношений в с социальным окружением, а также на предупреждение возможных нарушений в развитии личности, индивидуальности и поведении работника;

психологическое консультирование – помощь педагогу-психологу в понимании и решении им на основе осознанного выбора своих актуальных психологических проблем эмоционального и межличностного характера, в изменении поведения и развитии его личности (по его обращению);

психологический тренинг – формирование эмоционально-корректирующего опыта, снятие последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, овладение новыми стилями поведения, адаптация к изменяющимся условиям жизнедеятельности, овладение навыками самопознания и саморегуляции, формирование творческой готовности к самостоятельному решению актуальных психологических проблем индивидуального и межличностного характера;

супервизия – комплекс мероприятий, направленный на получение педагогом-психологом (группой) профессиональной поддержки, формирование и поддержание необходимого уровня его квалификации, развитие и совершенствование профессионального мастерства с учетом требований должностных обязанностей.

свернуть

Программа инновационной деятельности

развернуть

Цель инновационной деятельности:

создание целостной системы психологической поддержки участников образовательного процесса в условиях учреждений образования района (города).

  Задачи инновационной деятельности:

обеспечить доступа к современной и качественной психологической помощи участников образовательного процесса в условиях шаговой доступности;

создание оптимальной среды, использующей современные технологии, научно-методические и кадровые ресурсы для социальной и психологической помощи обучающимся в условиях учреждений общего среднего образования;

создать объединение педагогов-психологов, направленное на содействие профессиональному развитию и становлению специалистов, обмен профессиональным опытом, выявление и предупреждение трудностей в работе специалистов, поиск оптимальных способов решения наиболее сложных задач в области психолого-педагогического сопровождения;

выявить, обобщить типовые профессиональные ситуации (кейсы) из школьной практики психолого-педагогического сопровождения и алгоритмы их решения с учетом ресурсов междисциплинарного взаимодействия, ресурсов города, роли и функций педагогов-психологов в системе образования;

внедрить модель программно-методического обеспечения организации психологической помощи в учреждениях общего среднего образования;

внедрить методические рекомендации для социально-педагогических центров и учреждений общего среднего образования по обеспечению взаимодействия в рамках инновационного проекта;

оценить эффективность внедрения проекта.

  Объект инновационной деятельности: оказание психологической помощи участникам образовательного процесса.

  Предмет инновационной деятельности: психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса.

  Этапы инновационной деятельности:

Название этапа

Сроки

Задачи

Содержание этапа

Прогнозируемый

результат

Подготовитель-

ный

Май-июнь 2021 г.

Разработать

инновационный

проект

Анализ современного состояния организации психологической помощи в учреждениях общего среднего образования

Изучение нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности

Обоснование идеи инновационного проекта

Направление проекта на предварительное рассмотрение в главные управления по образованию (образования) облисполкомов, комитет по образованию Мингорисполкома

Инновационный проект

 

  

 

 

 

 

Определение участников инновационной деятельности

Проектировоч-

ный

Июнь

2021 г.- август 2021 г.

Разработать методику

проведения

инновационной деятельности в

учреждении образования

Разработка календарного плана инновационной деятельности в учреждении образования

Повышение профессионального уровня участников инновационной деятельности, формирование исследовательской культуры педагогов-психологов

Разработка модели программно-методического обеспечения организации психологической помощи в учреждениях общего среднего образования.

Разработка методических рекомендации для социально-педагогических центров и учреждений общего среднего образования по обеспечению взаимодействия в рамках инновационного проекта.

Ознакомление администрации и педагогов-психологов учреждений образования с целями и содержанием инновационной деятельности

Календарный план

инновационной деятельности УО

Готовность участников к инновационной деятельности

 

 

Практи­ческий

сентябрь,

2021 г. –

май, 2023 г.

Внедрить модель программно-методического обеспечения организации психологической помощи в учреждениях общего среднего образования

Использование модели программно-методического обеспечения организации психологической помощи в учреждениях общего среднего образования

Повышение квалификации участников инновационной деятельности

Проведение мастер-классов, семинаров по обобщению опыта инновационной деятельности

Публикации о ходе и результатах

инновационной деятельности

Обобщающий

Апрель, 2023 г. –

июль, 2023 г.

 

Оценить эффектив­ность инновационной деятельности

Систематизация, анализ и обобщение результатов инновационной деятельности в соответствии с критериями и показателями ее эффективности

Разработка методических рекомендаций по использованию результатов инновационной деятельности в массовой образовательной практике

Отчет о результатах реализации инновационного проекта 

Методические рекомендации

 

Методы проведения инновационной деятельности:

теоретические: изучение, анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по теме инновационного проекта; изучение нормативно-правового обеспечения;

эмпирические: изучение, анализ и обобщение передового педагогического опыта; педагогическое наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование; изучение результатов оказания психологической помощи участникам образовательного процесса; экспертная оценка;

статистические: методы математической статистики для оценки достоверности полученных результатов.

  Описание независимых и зависимых переменных

Реализация инновационного проекта предполагает наличие следующих основных изменяемых экспериментальных факторов (независимых переменных):

мотивационная и организационно-педагогическая готовность педагогов-психологов к работе с участниками образовательного процесса в рамках инновационной деятельности;

совершенствование методов и форм оказания психологической помощи участникам образовательного процесса в учреждении общего среднего образования;

применение компьютерных программ, возможностей дистанционного консультирования и обучения;

оказание систематической супервизионной поддержки и сопровождения процесса оказания психологической помощи;

  К изменяющимся факторам (зависимым переменным) будут относиться:

положительная динамика мотивации участников образовательного процесса к получению психологической помощи (по выделенным показателям);

повышение уровня психологической культуры у участников образовательного процесса (по выделенным показателям);

повышение уровня личностного развития и профессиональной квалификации педагогов-психологов учреждений общего среднего образования (по выделенным показателям);

удовлетворенность участников образовательного процесса результатами инновационной деятельности (по выделенным показателям).

  Диагностический инструментарий для оценки эффективности внедряемого нововведения, описание методик оценки результатов инновационной деятельности

В качестве контрольно-измерительных материалов эффективности разработанной модели будут выступать:

результаты изучения уровня оказания психологической помощи;

анкеты по оценке уровня профессиональной квалификации педагогических кадров;

анкеты по оценке удовлетворенности субъектов образовательного процесса ходом и результатами инновационной деятельности.

  Оценка результатов стандартизированных психологических диагностик будет проводиться согласно требованиям к обработке конкретных данных (имеющимся шкалам, ключам, баллам и т.д.).

   Распределение функциональных обязанностей лиц, участвующих в инновационной деятельности

Для осуществления инновационной деятельности в учреждении образования и СПЦ непосредственными участниками инновационной деятельности являются директор учреждения образования и СПЦ, заместитель директора по воспитательной работе, педагог-психолог.

  Программой инновационной деятельности предусматривается следующее распределение функциональных обязанностей:

директор учреждения образования, СПЦ, заместитель директора по воспитательной работе:

определение педагогических работников, осуществляющих программу инновационной деятельности;

разработка календарного плана инновационной деятельности;

организация методической работы с педагогическими работниками, осуществляющими программу инновационной деятельности;

взаимодействие педагогического коллектива с родительской общественностью в рамках инновационной деятельности;

обсуждение хода и анализ результатов инновационной деятельности;

представление руководителю инновационного проекта материалов инновационной деятельности;

оформление и представление руководителю инновационного проекта справки (отчета) по результатам реализации инновационного проекта;

педагог-психолог:

участие в разработке календарного плана инновационной деятельности;

разработка индивидуального плана инновационной деятельности;

непосредственное осуществление инновационной деятельности;

ведение дневника инновационной деятельности;

проведение и анализ педагогической диагностики;

систематизация, анализ и обобщение результатов инновационной деятельности в соответствии с критериями и показателями ее эффективности;

участие в мероприятиях, предусмотренных программой инновационной деятельности (организация консультаций, тренингов, бесед и т.п.);

оценка результатов инновационной деятельности;

участие в подготовке справки (отчета) по результатам реализации инновационного проекта.

свернуть

Критерии и показатели эффективности инновационной деятельности

развернуть

В качестве критериев и показателей, по которым определяется эффективность инновационной деятельности, будут выступать

динамика мотивации участников образовательного процесса к получению психологической помощи (по выделенным показателям);

уровень психологической культуры участников образовательного процесса (по выделенным показателям);

уровень личностного развития и профессиональной квалификации педагогов-психологов учреждений общего среднего образования (по выделенным показателям);

удовлетворенность участников образовательного процесса результатами инновационной деятельности (по выделенным показателям).

свернуть

Мероприятия в рамках проекта

развернуть

 

Семинар-практикум

«Актуальность повышения стрессоустойчивости обучающихся в современных условиях»

 

Цель: ознакомление педагогов с техниками оказания первой психологической помощи в стрессовых и экстремальных ситуациях.

Оборудование: мультимедийная презентация «Первая помощь в экстремальных ситуациях».

Ход занятия

I этап. Знакомство с понятием стресса.

Упражнение «Мои ожидания»

Участникам занятия предлагается высказать свои ожидания от занятия.

Упражнение «Ассоциации»

Педагог-психолог. Основоположником учения о стрессе является лауреат Нобелевской премии физиолог Ганс Селье, который говорил: «Стресс – это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете». Понятие «стресс» было введено им в 1936 году. Слово «стресс» пришло в английский язык из старофранцузского и средневекового английского и вначале произносилось как «дистресс».  Distress (англ.) – горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда; stress (англ.) – давление, нажим, напряжение. В обиходной речи, когда говорят, что человек «испытывает стресс», обычно имеют в виду чрезмерный стресс, или дистресс, подобно тому как выражение «у него температура» означает, что у него повышенная температура, то есть жар.

Упражнение «Основные признаки стресса»

Педагог-психолог. Существует несколько признаков стресса, которые характерны для большинства людей – как взрослых, так и детей. Я предлагаю всем вместе определить наиболее характерные признаки проявления стресса:

– Чувство раздраженности, подавленности без особых причин.

– Неспособность сосредоточиться на работе.

– Проблемы с памятью, снижение скорости мыслительного процесса, частые ошибки.

– Частые головные боли, рези в желудке, которые не имеют органических причин.

– Депрессия, физическая слабость, нежелание что-либо делать, постоянная усталость.

– Снижение аппетита или постоянное чувство голода.

– Потеря чувства юмора.

– Злоупотребление вредными привычками.

– Повышенная возбудимость и обидчивость.

–Постоянно возникающие желание поплакать, слезливость, переходящая в рыдания, тоску, пессимизм, жалость к себе.

– Отсутствие интереса к окружающим, к родным и близким.

– Невозможность расслабиться откинуть в сторону свои дела и проблемы.

– Иногда появляются нервные тики, навязчивые привычки: человек покусывает губы, грызет ногти.

– Появляется суетливость, недоверие ко всем и каждому.

Педагог-психолог. Признаки стресса можно разделить на три основные группы: физические, эмоциональные и поведенческие.

Физические: общее напряжение мышц и связанные с ним боли в груди, животе, спине, шее; дрожь или нервный тик; спазмы и связанные с ними кишечные, почечные колики, запоры, понос, – затрудненное глотание, головные боли, заикание; повышенное кровяное давление, усиленное сердцебиение.

Эмоциональные: беспокойство или повышенная возбудимость; раздражительность, гнев, агрессивность; невозможность сосредоточиться, путаница мыслей; чувство беспомощности, страх.

Поведенческие: беспокойство или повышенная возбудимость; раздражительность, гнев, агрессивность; невозможность сосредоточиться, путаница мыслей; чувство беспомощности, страх.

Педагог-психолог. Сегодня под стрессом все чаще подразумевают значительные физиологические и психологические перегрузки. Способность организма справляться с этими перегрузками как раз и называется стрессоустойчивостью. Стрессоустойчивость – индивидуальная способность организма сохранять нормальную работоспособность во время действия стрессора. Стрессоустойчивость не является врожденным свойством личности и зависит от уровня сформированности навыков эмоциональной саморегуляции. Однако, к сожалению, можно констатировать, что большинство педагогов не только в экстремальных, но и в обычных условиях не умеют или не знают, каким образом можно снимать эмоциональное напряжение, стресс, повышать свою устойчивость к различным негативным воздействиям. Начинать повышение уровня стрессоустойчивости педагога следует с осознания своих индивидуально-психологических и типологических особенностей.

II этап. Развитие стрессоустойчивости.

Тест «Уровень стрессоустойчивости»

Участникам предлагается узнать свой уровень стрессоустойчивости с помощью методики «Бостонский тест на стрессоустойчивость». Затем идёт обсуждение результатов теста.

Педагог-психолог. Рассмотрим четыре группы стрессоустойчивости.

Стрессонеустойчивые («хрупкие»)– эта группа дольше всех входит в стрессовую ситуацию и дольше всех из нее выходит. «Хрупкие» могут противостоять стрессу какое-то время, но с каждой новой волной стресса их силы будут истощаться, и они будут менять тактику поведения с противостояния на самоустранение. В конце концов хрупкие «ломаются» под большим напором стресса. Чтобы этого избежать, им часто необходима своевременная помощь извне (не только коллеги, друзья, но и специалисты-профессионалы: врачи, психологи). «Хрупкие» не устраивают себе и другим стрессовых ситуаций специально и очень чувствительно реагируют на стресс других людей.

Стрессотормозные («вязкие») – эта группа так же относится к низкой стрессоустойчивости, однако «вязкие» могут переключиться от стресса на что-то другое быстрее, чем «хрупкие». Для этой группы характерно избегание самой мысли, что стресс уже есть. Пока мысль о наличии стресса только еще осознается, сопротивляемость стрессу уже падает, и человек вязнет в нем. Одна и та же ситуация, которая приводит к стрессу, каждый раз воспринимается очень остро. Длительное нахождение в стрессе угнетает вязких. Чтобы выбраться из стресса понадобится помощь извне.

Стрессотренируемые («каркасные») – эта группа относится к высокой стрессоустойчивости. Со стрессом «каркасные» справляются уверенно, но реагируют на стресс не очень быстро. Легкий стресс гасится мгновенно. Средний стресс воспринимается как тренирующий фактор, повышает уровень стрессоустойчивости на будущее. Выйти из стресса без потерь они не могут, но при этом сохраняют свой «каркас». Стресс люди этого типа будут переносить легче, чем в предыдущих группах, главное после этого хорошо отдохнуть.

Стрессоустойчивые («гибкие») – люди этого типа переносят стресс легче, чем представители вышеперечисленных групп. Раньше всех замечают возникновение стрессовых ситуаций и быстрее других реагируют на стресс. В стрессе срабатывает принцип пружины: «пригнувшись» под воздействием стресса, они «распрямляются», сбрасывают с себя остаточные напряжения, как только нагрузка миновала. Их преимущество в том, что они хорошо решают задачи в экстремальных условиях, сохраняют способность эффективно действовать в стрессе. От «гибких» сложно добиться сочувствия в стрессовой ситуации. Так же стоит отметить, что представители этой группы склонны сами создавать себе стресс. Внезапное изменение ситуации мобилизует их, придавая новые силы.

Педагог-психолог. Особое внимание следует уделить саморефлексии (от лат. сам и reflexus – «отражение, поворот») как одному из факторов стрессоустойчивости педагога. Практика показывает, что не последнюю роль играют навыки релаксации (от лат. relaxation – расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения). Формируя навыки релаксации, учитель может встать на позицию наблюдателя в отношении своей системы ценностных ориентаций, осмыслить свой опыт, принять собственное решение, достичь результатов и произвести собственную оценку достигнутого.

В идеале стрессоустойчивость должна стать свойством характера, привычкой, частью натуры. Известная мудрость гласит: «Жизнь на 10% состоит из того, что с нами происходит, и на 90% – из того, что мы об этом думаем».

Притча

 Педагог-психолог. Я расскажу вам короткую притчу: «У дороги стоял ствол засохшего дерева. Ночью прошёл мимо него вор и испугался – подумал, что это его поджидает полицейский. Влюбленный юноша принял дерево за свою возлюбленную. Ребенок, напуганный сказками, увидев дерево, расплакался: ему показалось, что это привидение. Но во всех случаях дерево было только деревом».

Упражнение «Техники безопасности»

Педагог-психолог. Мы все разные, и способы снятия напряжения у нас разные. Вспомните и расскажите коллегам о своем способе выхода из стресса.

Существуют разные способы выхода из стрессовой ситуации. Я познакомлю вас с наиболее доступными.

– Скажите себе: «Стоп!» Сосчитайте в уме до десяти. Сделайте медленный вдох через нос и ненадолго задержите дыхание. Медленно выдохните. И так несколько циклов (3–4–5).

– Медленно, маленькими глотками выпейте стакан холодной воды. Смочите лицо, виски, запястья рук холодной водой. Если есть возможность – примите контрастный душ.

– Посмотрите в окно, на небо, на деревья, на предметы. Осознайте то, что увидели: «Голубое небо, деревья с зелеными листьями» и т. д.

– Если вам удалось уединиться, можно потопать ногами. Через пол уходит отрицательная энергия.

– Следите за положением плеч, тела. Если вы расслабитесь, то сможете принять правильное решение в сложившейся ситуации.

– Обязательно выйдите из стрессового пространства. Если у вас проблемы в семье, лучше сразу уехать к друзьям, родственникам, чтобы не усугублять свое состояние.

–  Спите столько, сколько вам хочется, сон снимает напряжение.

– Если в вашей душе появились сильная обида, гнев, боль, то вытеснить их можно еще более сильными эмоциями или умеренной физической нагрузкой.

– Во время стресса забудьте обо всех мировых проблемах. Позвольте себе те прелести жизни, которых прежде были лишены.

– Помните слова Эразма Роттердамского: «Нет ничего отважнее, чем победа над самим собой». 

Анализ упражнения

– Чей способ вам показался наиболее необычным и интересным?

– Какой из способов вы хотели бы взять на вооружение?

Практическое упражнение

 Участникам предлагается составить памятку «15 способов преодоления разрушительного стресса».

Примерный вариант:

  1. Выясните, что именно Вас тревожит. Поговорите с близкими проанализируйте вслух.
  2. Не выставляйте себя «бедной овечкой»! Найдите человека, которому хуже, чем Вам.
  3. Планируйте не только свое рабочее время, но и свой отдых. Устанавливайте приоритеты. Принцип Эйзенхауэра – ненужные дела в корзину.
  4. Не сгущайте тучи! Не делайте из мухи слона!
  5. Управляйте своими эмоциями! Закройте глаза. – Представьте берег моря. Руки вверх и разведите в сторону. Почувствуйте силу энергии. Сложите руки на животе.
  6. Не забывайте хвалить себя!
  7. Улыбайтесь, даже если не хочется!1-1.5 минуты.
  8. Делайте физ. зарядку. Адреналин не накапливается.
  9. Используйте агрессивную энергию в мирных целях! Чучело начальника в Японии.
  10. Устраивайте себе праздники! Живите красиво!
  11. Умейте отказываться вежливо, но убедительно!
  12. Станьте энтузиастом собственной жизни!
  13. Проблемы не надо переживать, их надо решать! Долой самопожертвование и долготерпение из жизни.
  14. Делайте дни «информационного отдыха» от ТВ. Почитайте что-нибудь.
  15. Позвольте себе заниматься своим здоровьем.

Упражнение «Снятие стресса при помощи медитации»

 Педагог-психолог. Однажды ученик спросил своего учителя дзен о том, как правильно надо медитировать. Учитель долго размышлял, а затем спросил:

–    Когда ты довел до конца одну мысль, и еще не начал обдумывать следующую, между ними ведь был небольшой промежуток?

–    Да, – отвечал ученик.

–    Тогда иди и продли его. Это и есть медитация, - последовал совет учителя.

Медитативное дыхание: базовое упражнение. Техника чистого наблюдения за дыханием требует не много навыков, состояние расслабления приходит уже через пару минут. Устройтесь комфортно, закройте глаза и просто наблюдайте за своим дыханием. Не делайте ничего больше, ни в коей степени не желайте влиять на свое дыхание. Просто концентрируйтесь на естественном ритме своего дыхания.

Это самая простая версия, на которой основаны все остальные варианты. Общим для всех этих вариантов является то, что применять их можно в любое время и независимо от того, где Вы в этот момент находитесь. Вы можете концентрироваться на своем дыхании, поджидая автобус, во время небольшой паузы в супермаркете, в кресле у стоматолога или же в приемной директора. В таких ситуациях маленькая и незаметная для окружающих дыхательная медитация словно «выключит» Вас ненадолго из будничного круговорота событий и подарит Вам немного расслабления и благотворной отстраненности.

Через некоторое время Ваше дыхание станет более медленным, паузы между вдохами и выдохами – более глубокими, а спокойствие разольется по всему Вашему телу. Чем более осознанно Вы будете наблюдать за своим дыханием, просто позволяя ему протекать, тем более явным будет его замедление, тем больше Вас заполнит ощущение спокойствия, которое в свою очередь также требует медленного дыхания. Начинается благотворный процесс релаксации.

III этап. Знакомство с техниками оказания первой психологической помощи в стрессовых ситуациях.

Педагог-психолог. Известно, что экстремальные ситуации вызывают у человека сильный стресс, приводят к значительному нервному напряжению, нарушают равновесие в организме, отрицательно сказываются на здоровье в целом – не только физическом, но и психическом. Каждый человек в таких ситуациях реагирует по-разному. Процедура оказания психологической помощи в таких ситуациях имеет свою специфику. Все зависит от цели психологического воздействия:

в одном случае надо поддержать, помочь;

в противном случае следует прекратить, например, слухи, панику;

в третьем – провести переговоры или просто поговорить.

Как же вести себя с пострадавшим?  Нужно запомнить несколько несложных правил:

  1. Если Вы находитесь рядом с человеком, получившим психическую травму в результате воздействия экстремальных факторов, не теряйте самообладания!
  2. Поведение пострадавшего не должно вас пугать, раздражать или удивлять. Его состояние, поступки, эмоции – это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства. Позаботьтесь о своей психологической безопасности.
  3. Не оказывайте психологическую помощь в том случае, если Вы этого не хотите (неприятно или другие причины). Найдите того, кто может это сделать. Придерживайтесь принципа «Не навреди»!
  4. Не делайте того, в пользе чего Вы не уверены. Ограничьтесь тогда лишь сочувствием и быстрее обратитесь за помощью к специалисту (психотерапевту, психиатру, психологу).

Презентация «Первая помощь в экстремальных ситуациях»

Остановимся на наиболее часто встречающихся ситуациях:

  1. Бред и галлюцинации. Признаки: неправильные представления или умозаключения, в ошибочности которых пострадавшего невозможно переубедить; он воспринимает объекты, которые в данный момент не воздействуют на соответствующие органы чувств.

Первая помощь: не оставляйте пострадавшего одного. Говорите и соглашайтесь с ним спокойным голосом.

  1. Ступор – одна из самых сильных защитных реакций организма. Сил на контакт с окружающим миром у него уже нет. Не замечает опасности. Признаки: резкое снижение или отсутствие произвольных движений и речи, отсутствие реакции на внешние раздражители, «оцепенение» в определенной позе, состояние полной неподвижности.

Первая помощь: положите ладонь на грудь пострадавшего. Подстройте свое дыхание под ритм его дыхания. Человек, находясь в ступоре, может слышать, видеть. Поэтому говорите ему на ухо, тихо, медленно и четко то, что может вызвать сильные эмоции (лучше негативные). Помните, необходимо любыми средствами добиться реакции пострадавшего, вывести его из оцепенения.

  1. Страх. Признаки: напряжение мышц, сильное сердцебиение, ускоренное поверхностное дыхание, сниженный контроль собственного поведения. При этом человек плохо контролирует себя, не осознает, что он делает и что происходит вокруг.

Первая помощь: положите руку пострадавшего себе на запястье, чтобы он почувствовал Ваш спокойный пульс. Это будет для него сигналом: «Я сейчас рядом, ты не один». Дышите глубоко и ровно.

Попросите пострадавшего дышать в одном ритме с вами. Если пострадавший говорит, слушайте его, выражайте заинтересованность, понимание, сочувствие.

Помните, страх может быть полезным, когда помогает избегать опасности. Поэтому бороться со страхом нужно тогда, когда он мешает жить нормальной жизнью.

  1. Нервная дрожь. Признаки: человек сильно дрожит. Со стороны это выглядит так, будто он замерз. Так организм «сбрасывает напряжение». Если эту реакцию остановить, то напряжение останется внутри, в теле, и вызовет мышечные боли, а в дальнейшем может привести к развитию серьезных заболеваний, таких как гипертония, язва и др.

Первая помощь: нужно усилить дрожь. Возьмите пострадавшего за плечи и сильно, резко потрясите в течение 10-15 секунд.

Продолжайте разговаривать с ним, иначе он может воспринять Ваши действия как нападение.

После завершения реакции необходимо дать пострадавшему возможность отдохнуть. Желательно уложить его спать.

  1. Плач. Признаки: Дрожат губы. Наблюдается чувство подавленности. В отличие от истерики нет нарушения в поведении. Помните, не происходит эмоциональной разрядки, облегчения, если человек сдерживает слезы.

Первая помощь: установите физический контакт с пострадавшим (возьмите его за руку, положите свою руку на плечо или спину, погладьте его по голове). Дайте ему почувствовать, что Вы рядом.

Периодически произносите «ага», «да», кивая головой. Вы подтверждаете то, что слушаете и сочувствуете.

Повторяйте за пострадавшим отрывки фраз, в которых он выражает чувства; говорите о своих чувствах и чувствах пострадавшего.

Не пытайтесь успокоить пострадавшего. Дайте ему возможность выплакаться и выговориться, «выплеснуть из себя горе, страх, обиду».

Не задавайте вопросов, не давайте советов, Ваша задача - выслушать.

  1. Истерика. Признаки: сохраняется сознание, у человека чрезмерное возбуждение, множество движений, театральные позы, речь его эмоционально насыщенная, быстрая. Наблюдаются элементы рыдания.

Первая помощь: удалите зрителей, создайте спокойную обстановку.

Неожиданно сделайте действие, которое может сильно удивить (можно дать пощечину, облить водой, с грохотом уронить предмет, резко крикнуть на пострадавшего).

Говорите с пострадавшим короткими фразами, уверенным тоном. Уложите пострадавшего спать, до прибытия специалиста наблюдайте за его состоянием.

  1. Подведение итогов.

Упражнение «Свободный микрофон»

Педагог-психолог. Возвращаемся к ожиданиям от занятия.

– Каковы ваши впечатления от семинара-практикума?

– Что возьмете на вооружение и будете использовать в своей работе?

 

Тематическая встреча с родителями

«КОНФЛИКТЫ С СОБСТВЕННЫМ РЕБЁНКОМ»

 

Цель: развитие умений эффективного разрешения конфликтов в диаде «родитель – ребёнок».

Предварительная подготовка:

  1. Подбор высказывания на тему встречи.
  2. Подбор видеосюжетов, демонстрирующих взаимоотношения в системе «родители – дети».

Оборудование: высказывание «дети, как растения, которые не растут удачно, если за ними нет хорошего ухода»; клубок ниток; листы ватмана, фломастеры и маркеры; карточки с названиями животных и их детёнышей; магнитофон, кассета с записями спокойной музыки; видеосюжеты, мультимедийная установка; плакат с изображением розы; комнатный цветок, цветочное кашпо.

На доске вывешивается высказывание Шарля Монтескье: «Дети, как растения, которые не растут удачно, если за ними нет хорошего ухода».

Ход встречи

Педагог-психолог.  Наукой установлено, что человек усваивает: 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 70% того, что проговаривает, проигрывает, 90% того, что делает сам.

На нашей сегодняшней встрече мы всё будем делать сами (участники тренинга всё делают сами). Мы не будем давать друг другу никаких оценок, не будем никого обсуждать. Мы создадим атмосферу открытости и доверия. Это позволит экспериментировать, не стесняясь ошибок.

Быть ребёнком – трудно. Это огромная работа: непрерывная и сложная – расти, открывать мир, узнавать людей, учиться строить с ними отношения.  Многие наши проблемы с детьми происходят оттого, что мы не понимаем, не уважаем, не чувствуем этой сложности. И часто оставляем их один на один с миром, который они ещё не успели понять. Ваш ребёнок единственный и неповторимый. Другого такого на свете нет. И если их у вас двое, трое, пятеро – всё равно: каждый – единственный и неповторимый, не похожий на других.

Давайте будем учиться понимать своего ребёнка. Этому можно научиться, если сильно захотеть! Надо слушать своё сердце. Надо много и напряжённо думать. Надо почаще смотреть в глаза ребёнка. И оттуда черпать любовь, радость, веру в себя и в него. Наша встреча и посвящена теме: «Учимся понимать своего ребёнка».

Упражнение 1. «Связующая нить»

 Участники сидят в кругу. Ведущий, держа в руках клубок ниток, здоровается со всеми и коротко рассказывает о себе. Затем клубок передаётся соседу, а в руках остаётся нить. Тот, к кому попадает клубок, рассказывает о себе то, что хочет, и передаёт его следующему участнику, оставляя ниточку у себя. И так по кругу. Когда клубок возвращается к ведущему, все оказываются «связаны» одной нитью.  «Слегка натяните ниточку и почувствуйте, что мы – единое целое в этом мире».

Педагог-психолог. Сегодня здесь собрались люди, у которых разное образование, разные характеры и взгляды на жизнь, разные судьбы, разные семьи. Есть люди, у которых один ребёнок, а есть те, у которых их трое и больше. Есть люди, которые воспитывают ребёнка одини, есть те, которые это делают совместно с мужем, бабушками и дедушками. Есть люди, для которых воспитание детей – это их профессия, которых этому долго учили, а есть те, которые воспитывают своих чад так, как их когда-то воспитывали их родители или так, как чувствуют. Среди нас и люди, у которых дети-старшеклассники и те, у кого они недавно пошли в школу. Но есть одно, что объединяет всех вас – ваши дети, которые могут стать для вас горем или радостью. А ещё – желание воспитать своих детей хорошими людьми и видеть их счастливыми.

Упражнение 2. «Сохранение воспоминаний»

Участникам предлагается нарисовать себя в детстве (своё лицо). Рассказать, каким ребёнком были в детстве, затем предлагается вспомнить и коротко рассказать о самом ярком своём детском воспоминании. С кем (с чем) оно связано? Почему именно оно отложилось в вашей памяти?

Педагог-психолог. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых объединяются ошибками семейного воспитания, главная из которых – отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Каждому ребёнку необходимо знать, что родители – это те люди, которые всегда постараются понять и поддержать его, к которому они могут обратиться с любым вопросом, попросить помощи в решении проблемы. Всегда ли родители готовы сделать это? Проблема взаимоотношений детей и родителей извечна. Она существует столько, сколько помнит себя человечество.

Одна из самых больших трудностей во взаимоотношениях родителей и детей – найти общий язык, понять друг друга. Порою все проблемы ребёнка нам кажутся мелочными, ничего не значащими. «Подрался с кем-то? Поссорился с другом? Обидели в школе? Ну и что? Это пройдёт!  А живот не болит? Кушал ты сегодня хорошо? Ноги на прогулке не промочил? Вот это – гораздо важнее!»  Поэтому дети и мало доверяют своим самым близким людям.

Родителям, старшему поколению необходимо овладеть трудным искусством по-разному относиться к детям различного возраста (право на взросление, самостоятельность). Что интересно: физическое развитие ребёнка ни у кого не вызывает сомнения, мы считаемся с его физическим ростом, покупая одежду соответствующего размера. Духовное же взросление мы часто оставляем незамеченным.

Что же нужно сделать, чтобы хоть немного изменить данную ситуацию?  Каким должен быть (или стать) родитель, чтобы хорошо понимать своего ребёнка?

Упражнение 3. «Идеальный родитель»

Родителям предлагается составить «портрет идеального родителя».

Педагог-психолог. Что, по-вашему мнению, входит в понятие «идеальный родитель»? (Все ответы фиксируются на доске). Выберите, на ваш взгляд, самые главные характеристики «идеального родителя»

Упражнение 4. «Найди свою пару»

Педагог-психолог раздаёт участникам карточки, на которых написаны названия животных (эти названия повторяются на 2-х карточках). Надпись должен видеть только тот, кто получил данную карточку. Задача каждого – найти свою пару, свою «семью». При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, но нельзя говорить и издавать характерные для этого животного звуки. После того, как участники найдут свои пары, необходимо оставаться рядом и не переговариваться. Только когда все пары будут образованы, проверяется, совпали ли «животные». У одного участника карточка – без пары.

Вопросы для обсуждения:

– Что делать ему, как найти семью?

– Что вы чувствовали, отыскивая свою «семью»?

– Какие чувства испытали, когда нашли члена своей «семьи»?

– Трудно ли вам было, найти свою пару (родителя, детёныша), ничего не объясняя словами?

Выясняется, что чувствовал участник с пустой карточкой, комфортно ли ему было. Приходим к выводу, что намного проще понять другого человека, если есть возможность говорить, спрашивать, договариваться, что-то объяснять.

Педагог-психолог. Так себя чувствуют дети, когда в их семье мало обращают на них внимания. Они часто чувствуют себя «ничейными», никому не нужными. Когда они не уверены в своих родителях, в их понимании и поддержке, когда у них нет самой простой возможности поговорить по душам с родителями, рассказать о волнующих их проблемах.

Упражнение 5. «Выбор»

Участникам предлагаются высказывания относительно воспитания ребёнка в семье, участники выражают своё мнение: согласен, не согласен, не знаю:

  1. Родители должны жертвовать своим счастьем ради счастья ребёнка.
  2. Без строгой дисциплины невозможно воспитать настоящего человека.
  3. Дети обязательно должны принимать участие в решении важных семейных вопросов.
  4. У ребёнка должна быть уверенность, что его не накажут, если он доверит родителям свои проблемы.
  5. Родители, как правило, предпочитают спокойных детей драчливым.
  6. У детей должны быть свои взгляды и возможность их свободно высказать.
  7. Воспитание детей – это тяжёлая, нервная работа.
  8. Родитель обязан извиниться перед ребёнком, если был не прав.

Затем идёт обсуждение всех существующих мнений.

Упражнение 6. Работа в группах

Участники делятся на 2 группы. Определяется время работы: 10 минут.

Задания для групп.

1 группа. Из-за чего чаще всего между родителями и детьми возникает непонимание, ссоры и конфликты?

Задание: Определить круг проблем, исходя из возраста ребёнка: младшего, среднего и старшего школьного.

2 группа. Как должны вести себя родители в сложных, конфликтных ситуациях?

Задание: Определить основные правила поведения родителей в конфликтных ситуациях.

Каждая группа знакомит всех участников со своими наработками, отвечает на вопросы оппонентов.

Упражнение 7. Рассказ в картинках «Роза» (ребёнок)

Педагог-психолог. Роза – прекрасный, благородный цветок. Недаром она считается царицей в цветочном мире. Бывает она разной и по цвету, и по размерам, но всегда имеет шипы. Она капризна, требует к себе бережного отношения. Её легко можно сломать, засушить. Чтобы роза росла и радовала глаз, она должна вырасти из здорового семени, ей нужны крепкие корни, благодатная почва, её нужно любить и лелеять, за ней нужно постоянно ухаживать.

Любой ребёнок прекрасен, как прекрасна любая роза. Ребёнок имеет свои недостатки, так же, как роза имеет свои шипы. «Корнями» ребёнка являются: генофонд, состояние здоровья, задатки, характер, семья, социум. Как розу легко можно сломать, засушить, так и в ребёнке легко можно убить личность: словом, игнорированием, чрезмерной заботой, неправильным отношением к нему.

Вопрос: Что необходимо со стороны взрослых, чтобы ребёнок-роза нормально рос и развивался, не вызывал у родителей тревоги и недовольства? (Ответы родители пишут на карточках и прикрепляют на плакат).

Упражнение 8. «Как бы я поступил?» (обсуждение видеосюжетов с проблемными ситуациями во взаимоотношениях «родители-дети»)

После просмотра видеосюжета определяется проблема во взаимоотношениях детей и родителей, даётся оценка проблемы, предлагаются пути её решения.

Итог встречи. Рефлексия

Родителям предлагается совместно посадить цветок-символ счастливого ребёнка. Горшочек с цветочком передаётся по кругу.

Предлагается высказать своё мнение о встрече, об актуальности темы, о своих мыслях, выводах, настроении.

В заключение встречи родителям раздаются памятки с советами по воспитанию детей, построению с ними бесконфликтных взаимоотношений.

 

Памятка для родителей

  • Какой бы ни был проступок ребёнка – не сердитесь. Пусть первой реакцией будет забота: «Не испугалась?», «Очень расстроился?». Ведь то, что произошло, уже не изменишь – это, во-первых. Во-вторых, тот, кто потерпел неудачу, - наказан уже этим, ему и так нелегко. В-третьих, чувство вины усиливается от отсутствия упрёка или наказания. Разве вам не приходилось слышать: «Лучше бы они меня наказали» или «Лучше бы меня отругали!»?
  • Не спешите обвинять, старайтесь понять ребёнка. Вспомним библейское предостережение: «Не судите, да не судимы будете».
  • Не обижайтесь по пустякам. Обидчивость – признак и результат плохого воспитания, низкой культуры, поэтому нельзя идти у неё на поводу. Ещё худшее качество – мстительность, поэтому нельзя общаться с детьми по принципу «око за око», «зуб за зуб». Это принцип взаимоотношений первобытных людей. Умение прощать и быстро забывать обиды – признак психического равновесия.
  • Почаще внушайте себе: «Я хороший, мой ребёнок – хороший», не скупитесь на комплименты и похвалы. Древние мудрецы говорили: «Посеешь ветер – пожнёшь бурю». Поэтому стремитесь постоянно сеять радость и ласку, любовь и внимание, заботу и предупредительность.
  • Нельзя навязывать свои советы, тем более настаивать на их выполнении. Вспомните известную поговорку: «Послушай совет женщины и сделай наоборот». Видимо, женщины (мамы) более настойчивы в своих советах. Всегда (такова уж природа человека) хочется сделать противоположное полученному совету.
  • Никогда не начинайте обращение к ребёнку со слов: «Ты всегда такой!», «Я от тебя другого и не ожидала», «Ты вообще растеряха» и т.п. Упрёки быстро “приедаются”, к ним быстро привыкают, ими легче вызвать ответную грубость. И, напротив, быть терпимым и снисходительным – значит проявлять любовь и заботу, доброжелательность и уважение.
  • Любую, даже самую напряжённую ситуацию, можно разрядить юмором, шуткой, иронией.
  • Особенно старательно сдерживайте свой гнев и раздражение по отношению к тем, кто не может ответить вам тем же – своим детям.

 

 

Психолого-педагогический семинар-практикум

«САМООЦЕНКА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ»

 

Цель: актуализация знаний педагогов по формированию у обучающихся самооценки как фактора развития личности.

Ход занятия

І. Теоретическая часть.

Вступительное слово. Введение в тему.

Педагог-психолог. Самооценка является важнейшим фактором формирования личности. Именно она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей. Характер его отношений с окружающими.

Вопрос. Что такое самооценка? (ответы педагогов)

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и чувств, достоинств и недостатков, места себя среди других людей, оценка своей личной деятельности в обществе.

Но не всё так просто, как кажется на первый взгляд. Чтобы оценить себя, надо себя знать. А всегда ли мы, даже взрослые, можем похвастаться тем, что знаем свои особенности, возможности, способности? Совпадает ли то, что мы думаем о себе, с тем, что думают о нас другие? И если не совпадает, то кто более прав? Как видим вопросов много и все они не простые. Даже взрослым нелегко в них разобраться, а каково же ребёнку?

Вопрос. Что мы знаем о самооценке? (ответы педагогов)

Функции самооценки:

регуляторная: на основе самооценки происходит решение задач личностного выбора;

защитная: обеспечивает относительную стабильность и независимость личности;

функция развития: самооценка является толчком к развитию личности.

Виды самооценки. Оценку себя в целом как хорошего или плохого принято считать общей самооценкой. Рассматривают самооценку как адекватную/неадекватную, т. е. соответствующую/несоответствующую реальным достижениям и потенциальным возможностям индивида. Так же различается самооценка по уровню – высокому, среднему, низкому.

Адекватная самооценка придает человеку уверенность в себе, позволяет успешно ставить и достигать целей, придает такие полезные качества как инициативность, предприимчивость, способность адаптации к условиям различных социумов.

Низкая самооценка сопровождает человека робкого, неуверенного в принятии решений.

Высокая самооценка, как правило, становится неотъемлемым качеством успешного человека. Однако распространены случаи завышенной самооценки, когда люди придерживаются слишком высокого мнения о себе, собственных талантах и способностях, в то время как реальные их достижения, по мнению экспертов в той или иной области, представляются более или менее скромными.

Причины низкой (заниженной) самооценки личности разнообразны. Чаще других отмечают такие причины, как негативные внушения окружающих, в частности родителей в детстве, когда ближайшие родственники говорят: «Ты ни на что не годен!», «У тебя никогда ничего не получается!», «Ты опять получил двойку, а вот Саша все делает на пять!» Другая причина – негативные самовнушения: «Я – такая некрасивая, кому я нужна!»

Бывает так, что родители или ближайшие родственники ребенка склонны переоценивать, восхищаясь как он(а) хорошо читает стихи или играет на музыкальном инструменте, но попадая в другую среду (к примеру, в детский сад или школу) такой ребенок подчас испытывает драматические переживания, поскольку его оценивают по реальной шкале, по которой его способности оказываются оцененными далеко не столь высоко. В этих случаях, завышенная родительская оценка играет злую шутку. Завышенный уровень самооценки сменяется заниженным, вызывая у ребенка психотравму.

  1. Практическая часть.

Знакомство с диагностическими методиками.

Педагог-психолог. Для того, чтобы определить уровень самооценки существуют различные методики, в частности тесты. Они необходимы для изучения личности обучающихся и организации работы с детьми. Следует учесть, что ни одна методика не является идеальной; для более достоверного результата необходимо использовать несколько разнообразных диагностик. Рассмотрим некоторые из них.

Методика «Дерево». Ученикам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки. Задание дается в следующей форме: «Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них разное настроение, и они занимают различное положение. Обведите в кружок того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в школе и ваше положение. Обратите внимание, что каждая ветка дерева может быть равна вашим достижениям и успехам. Теперь подчеркните того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться».

 

Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.

Выбор позиции:

№ 1, 3, 6, 7

характеризует установку на преодоление препятствий

№ 2, 19, 18, 11, 12

общительность, дружескую поддержку

№ 4

устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности)

№ 5

утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость

№ 9

мотивация на развлечения

№ 13, 21

отстраненность, замкнутость, тревожность

№ 8

характеризует отстраненность от учебного процесса, уход в себя

№ 10, 15

комфортное состояние, нормальная адаптация

№ 14

кризисное состояние, «падение в пропасть».

№ 20

часто выбирают как перспективу ученики с завышенной самооценкой и установкой на лидерство

примечание:

следует заметить, что позицию № 16 учащиеся не всегда понимают, как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим (человечком под № 17)

Методика «Три оценки» А.И. Липкиной. Для реализации методики ученикам предлагается выполнить любое учебное задание в письменной форме. Работу учеников необходимо оценить тремя оценками: адекватной, завышенной, заниженной. Перед раздачей тетрадей ученикам говорят: «Три учительницы из разных школ проверяли ваши работы. У каждой сложилось разное мнение о выполненном задании и поэтому они поставили разные отметки. Обведите кружком ту отметку, с которой вы согласны». Затем в беседе с учениками выясняются ответы на следующие вопросы:

  1. Твоя работа заслуживает отметки «три», а учительница поставила тебе «пять». Обрадуешься ты этому или это тебя огорчит?
  2. Какие отметки тебя радуют, какие огорчают?
  3. Каким учеником ты себя считаешь: средним, слабым или сильным?

Методика «Какой я». Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом, спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, предоставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы. Оценка результатов

Ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов, ответы типа «не знаю» или «иногда» оцениваются в 0,5 балла. Уровень самооценки определяется по общей сумме баллов, набранной ребенком по всем качествам личности.

№ п/п

Оцениваемые качества личности

1

хороший

2

добрый

3

умный

4

аккуратный

5

послушный

6

внимательный

7

вежливый

8

умелый (способный)

9

трудолюбивый

10

честный

Интерпретация результатов:

10 баллов – очень высокий уровень;

8-9 баллов – высокий уровень;

4-7 баллов – средний уровень;

2-3 балла – низкий уровень;

0-1 балл – очень низкий уровень.

Методика «Лесенка». Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

 

 

 

 

Инструкция: «Ребята, возьмите карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок».

ступенька 1 – завышенная самооценка;

ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка;

ступенька 4 – заниженная самооценка;

ступеньки 5, 6 – низкая самооценка;

ступенька 7 – резко заниженная самооценка.

Тест на выявление уровня самооценки.

  1. Как часто вас терзают мысли, что вам не следовало говорить или делать что-то?

а) очень часто – 1 балл;

б) иногда – 3 балла.

в) никогда – 5 баллов

  1. Если вы общаетесь с блестящим и остроумным человеком, вы:

а) не будете ввязываться в соревнование, а отдадите ему должное и выйдете из разговора – 1 балл.

б) постараетесь победить его в остроумии – 5 баллов;

  1. Выберите одно из мнений, наиболее вам близкое:

а) успехи зачастую зависят от счастливого стечения обстоятельств – 1 балл;

б) в сложной ситуации главное – не упорство или везение, а человек, который сможет одобрить или утешить – 3 балла.

в) то, что многим кажется везением, на самом деле, результат упорного труда – 5 баллов;

  1. Вам показали шарж или пародию на вас. Вы:

а) обидитесь, но не подадите вида – 1 балл.

б) рассмеетесь и обрадуетесь тому, что в вас есть что-то оригинальное – 3 балла;

в) тоже попытаетесь найти что-то смешное в вашем партнере и высмеять его – 5 балла;

  1. Вы всегда спешите, вам не хватает времени или вы беретесь за выполнение заданий, превышающих возможности одного человека?

а) да – 1 балл;

б) не знаю – 3 балла

в) нет – 5 баллов;

  1. Вы выбираете духи в подарок подруге. Купите:

а) духи, которые рекламировали в недавней телепередаче – 1 балл

б) духи, которым, как вы думаете, будет рада подруга, хотя вам лично они не нравятся – 3 балла

в) духи, которые нравятся вам – 5 баллов;

  1. Вы любите представлять себе различные ситуации, в которых вы ведете себя совершенно иначе, чем в жизни?

а) да – 1 балл;

б) не знаю – 3 балла.

в) нет – 5 баллов;

  1. Задевает ли вас, когда ваши коллеги (особенно молодые) добиваются большего успеха, чем вы?

а) да – 1 балл;

б) иногда – 3 балла.

в) нет – 5 баллов;

  1. Доставляет ли вам удовольствие возражать кому-либо?

а) нет – 1 балл;

б) не знаю – 3 балла.

в) да – 5 баллов;

Подсчет баллов

45–35 баллов. Вы довольны собой и уверены в себе. У вас большая потребность доминировать над людьми, любите подчеркивать свое «я», выделять свое мнение. Вам безразлично то, что о вас говорят, но сами вы имеете склонность критиковать других. Чем больше у вас баллов, тем больше вам подходит определение: «Вы любите себя, но не любите других». Но у вас есть один недостаток: слишком серьезно к себе относитесь, не принимаете никакой критической информации. И даже если результаты теста вам не понравятся, скорее всего, вы «защититесь» утверждением «все врут календари». А жаль...

34–24 балла. Вы живете в согласии с собой, знаете себя и можете себе доверять. Обладаете ценным умением находить выход из трудных ситуаций как личного характера, так и во взаимоотношениях с людьми. Формулу вашего отношения к себе и окружающим можно выразить словами: «Доволен собой, доволен другими». У вас нормальная здоровая самооценка, вы умеете быть для себя поддержкой и источником силы и, что самое главное, не за счет других.

23–9 баллов. Очевидно, вы недовольны собой, вас мучают сомнения и неудовлетворенность своим интеллектом, способностями, достижениями, своей внешностью, возрастом, полом. Остановитесь! Кто сказал, что любить себя плохо? Кто внушил вам, что думающий человек должен быть постоянно собой недоволен? Разумеется, никто не требует от вас самодовольства, но вы должны принимать себя, уважать себя, поддерживать в себе этот огонек.

Педагог-психолог. А сейчас поговорим о факторах, которые влияют на становление самооценки школьника.

Факторы становления самооценки школьника

а) Влияние школьной оценки. Школьная оценка непосредственно влияет на становление самооценки школьника. Дети, ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников отличниками, «двоечниками» и «троечниками», хорошими и средними учениками, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях.

б) Оценка окружающих и достижения индивида. Повысить самооценку можно у такого ребенка, если показать его успешность в других областях, например, в разнообразных занятиях (учёба, спорт, музыка, хобби и др.).

в) Влияние семейного воспитания. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят родителей — поддержание престижа (разговоры дома вращаются вокруг вопроса: «А кто еще в классе получил пятерку?»), послушание («Тебя сегодня не ругали?») и т.д. В самосознании школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые моменты его школьной жизни («В классе из окон не дует?» «Что вам давали на завтрак?»), или вообще, мало что волнует – школьная жизнь почти не обсуждается или обсуждается формально. Достаточно равнодушный вопрос: «Что было сегодня в школе?» – рано или поздно приведет к соответствующему ответу: «Ничего особенного».

г) Появление и влияние рефлексии. Если ребенок приходит в школу, принимая ценности и притязания родителей, то позже он в большей или меньшей мере начинает ориентироваться на результаты своей деятельности, свою реальную успеваемость и место среди сверстников. К концу младшего школьного возраста появляется рефлексия и, тем самым, создаются новые подходы к оценке своих достижений и личностных качеств. Самооценка становится, в целом, более соответствующей действительности, суждения о себе – более обоснованными.

Слово рефлексия происходит от латинского reflexio- обращение назад. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Классификация приемов рефлексии:

  1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
  2. Рефлексия деятельности.
  3. Рефлексия содержания учебного материала.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния. Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

Рефлексия деятельности. Рефлексия деятельности даёт возможность осмыслить способы и приёмы работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных приёмов. Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение данной рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.

Возможно использование следующих методов: «дерево успеха», «лестница успеха» (ученики оценивают выполнение задания своими магнитиками, располагая их на лестнице, по желанию комментируя свою оценку), графическая самооценка (с помощью квадратиков, кругов, звездочек разного цвета: зеленый – выполнил быстро, правильно и самостоятельно, желтый – правильно, но были ошибки исправил, красный – неправильно, нужна помощь).

Рефлексия содержания учебного материала. Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного материала. Эффективен приём незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, оценки «приращения» знаний и достижения целей.

Сегодня на уроке:

я научился…

мне было интересно…

мне было трудно…

мои ощущения…

этот урок дал мне для жизни…

больше всего понравились задания…

я выполнил эти задания потому, что…

они мне нравятся больше остальных…

я чувствую, что справлюсь с ними хуже, чем с другими заданиями…

они легче остальных заданий…

Можно использовать такие приемы как:

прием «взаимооценка» (1-й способ: сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу же после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает на недочеты. 2-й способ: ученик сначала оценивает себя, затем идет обмен тетрадями и оценивание в паре. Данный прием позволяет применение тактильных способов взаимооценки – поглаживание по голове, пожимание рук и т. д.)

прием «задания–ловушки» на рефлексию усвоенного способа действия (задания можно предложить придумать самим ученикам);

прием «сопоставления своих действий и результата с образцом;

прием «обоснованный отказ от выполнения заданий» (умение обнаруживать границу своих знаний, обнаруживать задания с недостающими условиями).

Если ребенок будет ощущать, что окружающие верят в его способности, признают его ценность как развивающейся личности, то это будет стимулировать его позитивное самовосприятие, саморазвитие. Учащийся будет реально оценивать свои возможности, будет видеть конечную цель своей деятельности. В противном случае ребенок не осознает возможности для внутреннего роста, что приведет к утрате многих резервов развития

Методические рекомендации по коррекции заниженной самооценки.

Педагог-психолог. Педагог (классный руководитель) в работе с учениками может использовать следующие приёмы:

Найдите свои положительные качества. Возьмите бумагу и ручку и запишите 5−10 качеств, за которые вас ценят и любят близкие люди. В моменты, когда вам кажется, что вы не справитесь, берите этот листок и перечитывайте.

Перестаньте себя жалеть. Жалея себя, вы принимаете тот факт, что вы не способны справиться с чем-то, что вы беспомощны, а всему виной обстоятельства. Вы имеете право на ошибку, но будьте объективны — берите ответственность на себя.

Заведите журнал успеха. Каждое свое достижение (в любой области) записывайте. Периодически перечитывайте свои записи.

Планируйте свои дела. Это поможет избежать «безвыходных» ситуаций, которые могут вывести вас из равновесия. Лучше составлять план с вечера, а утром корректировать, если есть необходимость.

Стимулируйте себя. Придумайте себе вознаграждение за действия или работу, которых вы избегаете по причине неуверенности в себе (выступить на публике, пойти в тренажерный зал и т.д.). Сделайте себе подарок: купите желаемую вещь, съездите на отдых.

Ищите плюсы. В случае неудачи, осознайте сложившуюся ситуацию и найдите положительные моменты. Найденные плюсы избавят вас от депрессии и помогут вынести пользу из сложившейся ситуации.

Для нормализации завышенной самооценки ребенка очень помогают такие приемы:

  1. Учите ребенка прислушиваться к мнению окружающих людей.
  2. Спокойно относиться к критике, без агрессии.
  3. Уважать чувства и желания других детей, так как они также важны, как и собственные чувства и желания.

Упражнения по коррекции завышенной самооценки.

  1. Напиши 10 своих главных достоинств. Оцени их выраженность по 5-ти бальной шкале. Попроси сделать то же самое своих родителей, друзей или одноклассников. Сравни полученные результаты. Есть ли разница в оценках? Как ты думаешь почему? Старайся увидеть причину расхождений в себе и своем поведении, а не в окружающих тебя людях.
  2. Напиши 10 своих отрицательных качеств. Как ты считаешь, они мешают тебе? А людям, с которыми ты общаешься? Подумай над этим.
  3. Попробуй назвать дело, с которым ты справишься очень хорошо. А теперь попробуй назвать трех своих знакомых, одноклассников, которые смогли бы справиться с этим делом лучше тебя.
  4. Попробуй выделить недостатки, которые мешают твоим достоинствам стать идеальными. Например, «я остроумен, но иногда бываю бестактным; у меня прекрасная реакция, но иногда мои действия опережают мысль».

ІІІ. Заключительная часть.

Подведение итогов семинара-практикума. Рефлексия.

Педагог-психолог. Завершая разговор, можно сказать, что самооценка – это отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер.

Упражнение «Светофор».

Педагог-психолог. Я предлагаю вам оценить свое настроение. Выберите цвет, который соответствует вашему настроению.

Оценить свою деятельность на мероприятии педагогам предлагается с помощью «Светофора»: зелёный – все понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного.

 

В заключение педагогам вручаются памятки с рекомендациями по формированию самооценки обучающихся.

ПАМЯТКА

«Формирование самооценки обучающихся»

Уважаемы педагоги! Помните, что, ученики с заниженной самооценкой заслуживают особого внимания со стороны педагогов.

Если самооценка ученика занижена, скорее всего, он тревожен, не уверен в собственных силах. Такой ученик все время думает, что его обманут, обидят, недооценят, всегда ожидает худшего, выстраивает вокруг себя оборонительную стену недоверия. При выполнении любого дела он настроен на неудачу, находя непреодолимые препятствия. Дети с заниженной самооценкой зачастую отказываются от новых видов деятельности из-за страха не справиться, переоценивают достижения других детей и не придают значения собственным успехам.

  1. Сосредоточивайтесь на позитивных сторонах и преимуществах ученика с целью укрепления его самооценки.
  2. Помогайте ученику поверить в себя и свои способности.
  3. Помогайте избежать ошибок.
  4. Поддерживайте при неудачах.
  5. Ознакомьте родителей с результатами диагностики: необходимо, чтобы родители оказывали ребенку всестороннюю помощь и поддержку при заниженной самооценке.
  6. Учитывайте во время подготовки и проведения контрольных и самостоятельных работ индивидуальные психофизиологические особенности учеников.
  7. Учите учеников спокойно относиться к критике, без агрессии, уважать чувства и желания других детей, так как они так же важны, как и собственные чувства и желания.
  8. Не предъявляйте жестких требований:

– если ученик плохо себя чувствует;

– если ученик не справляется со страхом, с невнимательностью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания; и во всех случаях, когда что-либо не получается;

– если внутренние мотивы поступка ученика вам непонятны;

– если вы устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам.

  1. Не перехваливайте ученика, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает. Помните, что для формирования адекватной самооценки как похвала, так и наказание тоже должны быть адекватными.
  2. Поощряйте инициативу учеников.
  3. Не сравнивайте ученика с другими детьми, сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера или будет завтра); ругайте за конкретные поступки, а не в целом.
  4. Помните, что отрицательная оценка — враг интереса и творчества.
  5. Анализируйте вместе с учеником его неудачи, делая правильные выводы. Вы можете рассказать ему что-то на своем примере, так он будет чувствовать атмосферу доверия, поймет, что вы ближе к нему.

 

Рекомендации педагогам

С целью смягчения адаптации, помощи детям в освоении новой социальной роли, роли ученика, предлагаются следующие рекомендации:

  1. Учителю 1 класса и родителям постоянно расширять кругозор детей, их основные представления о природных, социальных явлениях, накапливать знания и впечатления, обсуждая с ними прочитанные книги, анализируя поведение людей. Используйте возможность обратить внимание ребенка на тот или иной признак предмета, явления: цвет листьев, разные времена года, цвет, форма овощей.
  2. Плохая приспособленность к обучению в школе может объясняться их психической незрелостью, т.е. «инфантилизмом». Основной помощью является ежедневный контроль педагога и родителей, направленный на формирование самостоятельности, дисциплинированности. Чтобы выработать интерес к занятиям, полезно подводить к школьной ситуации через игру, вводить игровые элементы в процесс обучения грамоте, счету, пользоваться красочно оформленными наглядными пособиями. Инфантильный ребенок, как правило, быстро устает, поэтому следует давать дополнительный отдых, уменьшать объем задания.
  3. Необходимо проводить работу по формированию положительной мотивации к учебной деятельности. Для повышения уровня развития мышления и речи очень большое значение имеет участие ребенка в коллективных играх во внеурочное время. Нужно чаще поручать им выполнение ролей, требующих принятия каких-либо решений, активного речевого общения с другими детьми. Очень важно привить веру в свои силы, не допустить возникновения заниженной самооценки. Для этого детей нужно чаще хвалить, ни в коем случае не ругать за допущенные ошибки, а только показывать, как их исправлять, чтобы улучшить результат.
  4. Следует особое внимание обратить на развитие тонкой моторики. Поскольку развитие тонкой моторики тесно связано с развитием головного мозга, ее несформированности часто сопутствуют нарушения произвольности поведения, инфантилизм, гиперкинетический синдром, что приводит к дезадаптации.
  5. Во время работы с детьми «группы риска», полезно использовать задания, требующие довольно длительного сосредоточения: нарисовать город, построить сложный узор из счетных палочек, спичек, послушать и пересказать сказку. Упражнения такого рода способствуют развитию произвольного внимания. Так же, для формирования такого свойства внимания как переключаемость, можно использовать двигательные упражнения. Ребенок должен начать выполнять и заканчивать свои действия по команде взрослого, быстро переходя от одного вида движения к другому: прыгать, останавливаться, шагать.

 

 

Рекомендации по работе с учащимися V класса:

 

  1. Педагогам необходимо постоянно анализировать свою деятельность, стремиться обновлять методы и приемы обучения с целью осуществления личностно-ориентированного подхода к каждому школьнику.
  2. В V-м классе целесообразно оценочную деятельность строить в авансирующем ключе, подробно объяснять школьникам, за что они получили ту или иную оценку. Оценочная деятельность должна носить стимулирующий и поддерживающий характер.
  3. Педагоги-предметники должны учитывать, что в средней школе падают познавательные мотивы учебной деятельности, на смену ведущей деятельности ребенка — учебе — приходит новая ведущая деятельность — общение. Для поддержания мотивации к учебе — больше использовать возможности сотрудничества учащихся на уроке, поддерживать авторитет в классе, переходить с репродуктивного на продуктивный уровень обучения (развивать умения находить и сопоставлять несколько способов решения задачи, искать нестандартные способы решения).
  4. При организации воспитательной работы желательно использовать возможности включения 5-классников в подготовку и организацию совместно со старшеклассниками праздников, спортивных соревнований и других мероприятий, использовать компенсаторные возможности воспитательной работы; ученикам, имеющим низкую самооценку, проблемы в учебе, давать поручения, в ходе выполнения которых они заведомо бы имели успех.
  5. Необходимо уделять больше внимания формированию учебных умений и навыков, способам самостоятельной, контрольно-оценочной деятельности, учить работать в умственном плане.
  6. Педагогам-предметникам необходимо способствовать обогащению и расширению вербального опыта детей, их общей осведомленности. Развивать активный словарь детей, через использование метода свободных словесных ассоциаций. Для расширения объема пассивного словаря необходимо делать упор на чтении. Для повышения общей осведомленности детей необходимо учителям чаще употреблять на уроках современные термины общественно-политического, морально-этического и научно-культурного содержания, давать им объяснения, многократно их повторять, поощрять их воспроизведение в ответах учащихся.   

 

Рекомендации педагогам I класса

 

С целью смягчения адаптации, помощи детям в освоении новой социальной роли, роли ученика, предлагаются следующие рекомендации:

  1. Учителю I класса и родителям постоянно расширять кругозор детей, их основные представления о природных, социальных явлениях, накапливать знания и впечатления, обсуждая с ними прочитанные книги, анализируя поведение людей. Используйте возможность обратить внимание ребенка на тот или иной признак предмета, явления: цвет листьев, разные времена года, цвет, форма овощей.
  2. Плохая приспособленность к обучению в школе может объясняться их психической незрелостью, т.е. «инфантилизмом». Основной помощью является ежедневный контроль педагога и родителей, направленный на формирование самостоятельности, дисциплинированности. Чтобы выработать интерес к занятиям, полезно подводить к школьной ситуации через игру, вводить игровые элементы в процесс обучения грамоте, счету, пользоваться красочно оформленными наглядными пособиями. Инфантильный ребенок, как правило, быстро устает, поэтому следует давать дополнительный отдых, уменьшать объем задания.
  3. Необходимо проводить работу по формированию положительной мотивации к учебной деятельности. Для повышения уровня развития мышления и речи очень большое значение имеет участие ребенка в коллективных играх во внеурочное время. Нужно чаще поручать им выполнение ролей, требующих принятия каких-либо решений, активного речевого общения с другими детьми. Очень важно привить веру в свои силы, не допустить возникновения заниженной самооценки. Для этого детей нужно чаще хвалить, ни в коем случае не ругать за допущенные ошибки, а только показывать, как их исправлять, чтобы улучшить результат.
  4. Следует особое внимание обратить на развитие тонкой моторики. Поскольку развитие тонкой моторики тесно связано с развитием головного мозга, ее несформированности часто сопутствуют нарушения произвольности поведения, инфантилизм, гиперкинетический синдром, что приводит к дезадаптации.
  5. Во время работы с детьми «группы риска», полезно использовать задания, требующие довольно длительного сосредоточения: нарисовать город, построить сложный узор из счетных палочек, спичек, послушать и пересказать сказку. Упражнения такого рода способствуют развитию произвольного внимания. Так же, для формирования такого свойства внимания как переключаемость, можно использовать двигательные упражнения. Ребенок должен начать выполнять и заканчивать свои действия по команде взрослого, быстро переходя от одного вида движения к другому: прыгать, останавливаться, шагать.

 

свернуть
Ещё в этом разделе