Министерство образования Республики Беларусь
Управление образования Сморгонского райисполкома
Государственное учреждение образования
Сыроваткинская базовая школа
В рамках Национального плана действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2022-2026 гг., утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.07.2022 № 490 и по поручению Министерства образования Республики Беларусь создан телеграм-канал «Компас» https://t.me/kompas2024 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – дети-сироты), который начал свою работу с 01.06.2024.
свернуть
1. Любого вида оружие и боеприпасы (холодное, огнестрельное, пневматические, травматические винтовки и пистолеты, газовое оружие и оружие самообороны (кроме лиц, которым в установленном порядке разрешено хранение и ношение табельного оружия и специальных средств).
2. Имитаторы и муляжи оружия и боеприпасов.
3. Взрывчатые вещества, взрывные устройства, дымовые шашки, сигнальные ракеты.
4. Пиротехнические изделия (фейерверки; бенгальские огни, салюты, хлопушки и т.п.).
5. Электрошоковые устройства.
6. Газовые баллончики, аэрозольные распылители с веществами раздражающего действия, нервнопаралитического и слезоточивого воздействия.
7. Колющие и режущие предметы.
8. Другие предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия.
9. Огнеопасные, взрывчатые, ядовитые, отравляющие и едко пахнущие вещества.
10. Спички, зажигалки, легковоспламеняющиеся, пожароопасные материалы, предметы жидкости и вещества.
11. Радиоактивные материалы и вещества;
12. Окислители – перекиси органические, отбеливатели. Ядовитые, отравляющие, едкие и коррозирующие вещества. Радиоактивные материалы.
13. Наркотические средства, психотропные вещества, их прекурсоры и аналоги, токсические или другие одурманивающие вещества.
14. Алкогольные, слабоалкогольные напитки или пиво, табачные изделия, электронные системы курения, жидкости для электронных систем курения, систем для потребления табака.
15. Принадлежности для азартных игр.
свернутьСайты правозащитных организаций:
Детский правовой сайт.http://www.mir.pravo.by/
Семейный портал.http://rebenok.by/
Национальный центр правовой информации РБ.http://www.ncpi.gov.by/
Минск портал.http://www.minskportal.com/
По поручению Администрации Президента Республики Беларусь Национальным центром правовой информации Республики Беларусь при участии Министерства образования Республики Беларусь и иных заинтересованных организаций создан Детский правовой сайт.
Сайт ориентирован в основном на детей среднего школьного возраста и широко использует игровые технологии. Предлагаемые игровые ситуации пошагово иллюстрируют юридические проблемы, с которыми сталкиваются дети в повседневной жизни, и пути их разрешения в рамках действующего правового поля.
Много полезной информации содержится в следующих тематических разделах: «Новости», «Юридическая азбука», «Путешествие в прошлое», «Наше государство – Республика Беларусь», «Белорусское государство и право в фотографиях, рисунках и песнях», «Игры». Содержание сайта хорошо проиллюстировано фотографиями, рисунками, аудио и видео информацией.
ВНИМАНИЮ УЧАЩИХСЯ
Информируем вас, что Законом Республики Беларусь от 26.05.2012 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» внесены изменения и дополнения в Закон РБ от 31 мая 2003 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Закон дополнен статьёй 30-1 Нахождение несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет в ночное время вне жилища, устанавливающей, что с 05.09.2012 г. несовершеннолетние в возрасте до 16 лет не могут находиться в период с двадцати трёх до шести часов вне жилища без сопровождения родителей, опекунов или попечителей, либо без сопровождения по их поручению совершеннолетних лиц. Сотрудник милиции, обнаруживший такого несовершеннолетнего, обязан составить акт, установить личность несовершеннолетнего, данные его родителей, опекунов или попечителей, сведения о регистрации их по месту жительства. На всё это закон дает три часа, после чего обнаруженного подростка надо передать отцу или матери либо, по их поручению, совершеннолетнему лицу или в социально-педагогический центр.
Для тех родителей, кто не выполняет свои обязанности, безразличен к безопасности своих детей, КоАП дополнен статьей 17.13 «Неисполнение обязанностей по сопровождению или обеспечению сопровождения несовершеннолетнего в ночное время вне жилища». Соответствующее правонарушение влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до двух базовых величин, а то же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, - наложение штрафа в размере от двух до пяти базовых величин.
УЧАЩИМСЯ И РОДИТЕЛЯМ!
ПРАВОНАРУШЕНИЕ – противоправное виновное действие(бездействие), за совершение которого предусмотрена уголовная или административная ответственность.
ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ – деятельность по применению мер общей и (или) индивидуальной профилактики правонарушений субъектами профилактики правонарушений в соответствии с законом и другими актами законодательства.
ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ МЕРОПРИЯТИЕ – совокупность действий субъекта профилактики правонарушений, организованных и осуществляемых им в рамках общей (или) индивидуальной профилактики правонарушений.
СОЦИАЛЬНО – ОПАСНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ – это обстановка, при которой не удовлетворяются основные жизненные потребности ребёнка, не обеспечиваются безопасность, надзор или уход за ребёнком, потребности ребёнка в пище, жилье, одежде, получение ребёнком необходимой медицинской помощи, не создаются санитарно-гигиенические условия для жизни ребёнка.
ЗАКОН ОДИНАКОВ ДЛЯ ВСЕХ!
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО – это отрасль права, которая регулирует общественные отношения, которые возникают в процессе организации и осуществления государственного управления.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ – противоправный виновный поступок(действие или бездействие), за который предусмотрена административная ответственность.
ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ – письменная официально высказанная отрицательная оценка поведения нарушителя – физического лица. Устное предупреждение не является административным нарушением.
ШТРАФ – денежное взыскание. Его размер определяется исходя из базовой величины, установленной законодательством в день вынесения постановления о наложении административного взыскания.
ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ - отбываются по месту основной работы физического лица, устанавливаются на срок от 1 до 2 месяцев. Из заработной платы физического лица в доход государства отчисляются денежные средства в размере 20% средней заработной платы.
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АРЕСТ – удержание физического лица в условиях изоляции в местах, предназначенных органом, который ведёт надзор за исполнением административных наказаний, устанавливается на срок до 15 суток.
ЛИШЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРАВА - применяются за грубое нарушение физическим лицом порядка пользования этим правом(например, лишение права управления транспортным средством), устанавливается на срок от 3 месяцев до 3 лет.
ЛИШЕНИЕ ПРАВА ЗАНИМАТЬСЯ ОПРЕДЕЛЁННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ – применяется при совершении административного правонарушения связанного с деятельностью, на осуществление которой требуется разрешение(лицензия), устанавливается на срок от 6 месяцев до 1 года.
КОНФИСКАЦИЯ – принудительное безвозмездное отчуждение в собственность государства дохода, полученного в результате противоправной деятельности, а также предметов и средств совершения административного правонарушения, которые принадлежали лицу, которое совершило административное правонарушение.
ДЕПАРТАЦИЯ – административное выдворение за пределы Республики Беларусь. Применяется в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства.
ПОДРОСТОК И ЗАКОН!
Уголовной(криминальной) ответственности подлежит лицо, которое на момент совершения преступления достигло 16-летнего возраста.
За особо тяжкие преступления уголовная ответственность наступает с 14 лет.
ВИДЫ НАКАЗАНИЙ ЗА СОВЕРШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
ОБЩЕСТВЕННЫЕ РАБОТЫ – присуждаются осужденному, который достиг 16-летнего возраста, на срок от 30 до 180 часов. Продолжительность общественных работ не может превышать 3 часов в день и 3 дней в неделю. Осужденные, которые обучаются в учреждениях образования или имеют постоянное место работы, общественные работы отбывают в свободное от учёбы или основной работы время.
ШТРАФ – присуждается несовершеннолетнему, который совершил преступление, если он имеет самостоятельный заработок или имущество(в размере, который не превышает 20 минимальных заработных плат, а за совершение корыстного преступления – 100 минимальных заработных плат.
ЛИШЕНИЕ ПРАВА ЗАНИМАТЬСЯ ОПРЕДЕЛЁННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ – присуждается лицу, которое достигло 16-летнего возраста на срок от 1 до 3 лет.
ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ – присуждаются лицу, которое достигло 16-летнего возраста, на срок от 2 месяцев до 1 года по месту работы. Часть заработка осужденного отчисляется в доход государства в размере от 5 до 15%.
АРЕСТ – присуждается лицу мужского пола в возрасте до 16 лет, на срок от 15 суток до 3 месяцев.
ОГРАНИЧЕНИЕ СВОБОДЫ – присуждается лицу, которое совершило преступление в возрасте до 18 лет, на срок от 6 месяцев до 3 лет.
ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ – лицу, которое совершило преступление в возрасте до 18 лет, срок наказания в виде лишения свободы не может превышать: за менее тяжкое преступление – 3 года; за тяжкое преступление – 7 лет; за особо тяжкое преступление – 10 лет; за особо тяжкое преступление, связанное с умышленным замахом на жизнь человека – 15 лет.
Лицу, которое не достигло 18-летнего возраста на день вынесения приговора, отбывание наказания в виде лишения свободы назначается в исправительной колонии.
Лицу, которое совершило преступление в возрасте до 18 лет и которое достигло 18-летнего возраста на день вынесения приговора, отбывание наказания в виде лишения свободы назначается в исправительной колонии общего режима.
Административная ответственность несовершеннолетних
Ст. 17.1. Мелкое хулиганство
Нецензурная брань в общественном месте, оскорбительное приставание к гражданам и другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу, влекут наложением штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин или административный арест.
Ст. 17.3. Распитие алкогольных напитков в общественном месте или появление в общественном месте в пьяном виде
Распитие алкогольных напитков на улице, стадионе, в сквере, парке, общественном транспорте или в других общественных местах, кроме мест, предназначенных для употребления алкогольных напитков, либо появление в общественном месте в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и нравственность,
- влекут наложением штрафа в размере до восьми базовых величин.
Ст. 17.4. Вовлечение несовершеннолетних в антиобщественное поведение
Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение путем покупки для него алкогольного напитка, а также иное вовлечение лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, заведомо несовершеннолетнего в употребление алкогольных напитков либо в немедицинское употребление сильнодействующих или других одурманивающих веществ –
влекут наложением штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.
Ст. 17.6. Заведомо ложное сообщение
Заведомо ложное сообщение, повлекшее принятие мер реагирования милицией, скорой медицинской помощи, подразделениями по чрезвычайным ситуациям или другими специализированными службами, -
влечет наложение штрафа в размере от четырех до пятнадцати базовых величин.
Ст. 17.9. Курение (потребление) табачных изделий в запрещенных местах
Курение (потребление) табачных изделий в запрещенных местах, где оно в соответствии с законодательными актами запрещено, -
Влечет наложением штрафа в размере от одной десятой до пяти десятых базовых величины.
Уголовная ответственность несовершеннолетних
Статья 205. Кража
Тайное похищение имущества (кража) – наказывается штрафом или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.
Статья 206. Грабеж
Открытое похищение имущества (грабеж) – наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до четырех лет, или лишением свободы на тот же срок.
Статья 207. Разбой
Насилие либо угроза применения насилия с целью непосредственного завладения имуществом (разбой) – наказывается лишением свободы на срок от трех лет до десяти лет с конфискацией имущества или без конфискации.
Разбой, совершенный организованной группой, либо с причинением тяжкого телесного повреждения, либо с целью завладения имуществом в особо крупном размере, - наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с конфискацией имущества.
Статья 339. Хулиганство
Умышленные действия, грубо нарушающие общественный порядок, выражающие явное неуважение к обществу, сопровождающиеся применением насилия или угрозой его применения либо уничтожением или повреждением чужого имущества (хулиганство), - наказывается общественными работами, или штрафом, или арестом на срок до шести месяцев, или лишением свободы на срок до трех лет.
ТЫ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОПАДЕШЬ В МИЛИЦИЮ ЕСЛИ:
КАКОВЫ ПОСЛЕДСТВИЯ:
ЖИЗНЬ ОДНА! НЕ ДЕЛАЙ ОШИБОК! |
Каждый ребенок имеет право на защиту своей личности, чести и достоинства от любых видов эксплуатации и насилия: экономических, сексуальных, политических, духовных, моральных, физических, психологических.
Ребенок вправе обратиться за защитой своих прав и законных интересов в комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, прокуратуру, а с четырнадцати лет – и в суд, а также осуществлять защиту прав и законных интересов через своих законных представителей.
Звоните:
Служба экстренной психологической помощи для детей и подростков «Телефон Доверия» государственного учреждения образования «Сморгонский социально-педагогический центр»
Если вам не хватает поддержки, общения, нужен добрый совет...
Обращайтесь!
Об организации доступа к номеру 170
Администрация УЗ «ГОКЦ «Психиатрия-наркология» информирует о том, что организован бесплатный доступ к телефону доверия (ТД) по сокращенному номеpy l70 (Velcom)
Причинами обращения на линию являются: одиночество, проблема адаптации к новым условиям, алкоголизация родственников, кризис семейных отношений, личностный кризис, получение консультационной помощи по вопросам, касающимся оказания психотерапевтической, психиатрической или наркологической помощи.
Основными принципами работы (ТД) являются:
1. Непрерывность работы (ежедневность, круглосуточность, возможность и доступность получения психологической помощи в любое время);
2. Конфиденциальность обращения;
З. Руководство интересами абонента;
4, Соблюдение медицинской этики и деонтологии специалистами (ТД).
Желающие, в том числе и дети, находящиеся в трудных жизненных
ситуациях могут бесплатно и анонимно получить квалифицированную
помощь психологов и психотерапевтов, которые постараются помочь
разобраться в кризисной ситуации и наметить конкретные шаги по выходу
из нее, проинформируют о других учреждениях и организациях для дополнительного обращения. Телефон работает круглосуточно.
Наш городской номер: 170 (единый по области со стационарного телефона); +375 152 75 2З 90
SKYPE: HELP170
ГРУППА В VК: телефон доверия 170 (vk.com/public77008452)
E-MAIL: HBLPl7O@MAIL.RU
наш сайт: 170.BY
свернутьВ Беларуси принят Закон Республики Беларусь от 7 мая 2021 г. № 99-З "О защите персональных данных", направленный на обеспечение защиты персональных данных, прав и свобод физических лиц при обработке их персональных данных.
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 7 мая 2021 г. № 99-З «О защите персональных данных»
свернутьинформация взята с сайта МВД РБ
В Министерстве внутренних дел существует специализированное подразделение – управление по наркоконтролю и противодействию торговле людьми. В каждом органе внутренних дел работают сотрудники, осуществляющие борьбу с торговлей людьми и связанными с ней преступлениями.
В случае если Вы или Ваши родные, близкие, знакомые стали жертвой торговли людьми, Вас принуждают к занятию проституцией, рабскому труду, съемкам в фильмах порнографического содержания, мы предлагаем обратиться к нам за помощью.
E-mail: guniptl_km@mvd.gov.by
Телефоны:
Брестская область: 8 (0162) 27 53 35, 27 55 07
Витебская область: 8 (0212) 64 66 96, 64 66 91
Гомельская область: 8 (0232) 50 88 10, 50 88 07
Гродненская область: 8 (0152) 79 73 58, 79 79 11
Минская область: 8 (017) 229 06 07, 229 03 80
Могилевская область: 8 (0222) 29 55 26, 29 55 22
Город Минск: 8 (017) 239 41 61, 239 47 55
Министерство внутренних дел: 8 (017) 218 71 70, 218 73 42, 218 74 85
Телефон «горячей линии» по безопасному выезду за границу Департамента по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь: 8 (017) 218 52 64
Kids.pomogut.by – совместный проект Представительства Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь и Министерства внутренних дел Республики Беларусь, направленный на предупреждение и противодействие эксплуатации детей в сети интернет.
ОО «Клуб Деловых женщин» - горячая линия по безопасному выезду, пребыванию за рубежом и противодействию торговле людьми, а также по вопросам предотвращения сексуального насилия, в том числе в сети Интернет (с 8.00 до 20.00 ежедневно):
113 (короткий номер)
8 801 201 5555 (для всех абонентов сотовой связи)
8 016 221 8888 (для звонков из-за рубежа)
Вся информация предоставляется бесплатно и анонимно.
www.redcross.by
220030, город Минск,
улица Карла Маркса, 35
Телефон приемной: (017) 327-14-17
Электронный адрес: info@redcross.by
Брестская областная организация
224005, г. Брест, ул. К. Маркса, 3
Телефон/факс: 8-0162-23-90-48; 21-59-56
E-mail: brestredcross@gmail.com
Витебская областная организация
210015,город Витебск, ул. Правды, 18
Телефон/факс: 8(0212) 42-61-34
E-mail: vitebsk_redcross@mail.ru
Гомельская областная организация
246050, г. Гомель, ул. Пролетарская, 9
Телефон/факс: 8-0232-75-55-71; 75-54-81
E-mail: gomel_redcross@mail.ru
http://redcross-gomel.by/
Гродненская областная организация
230023,город Гродно, ул. Ожешко 1
Телефон/факс: 8(0152)74-35-82, 8(0152) 74-35-34
E-mail: grodno_redcross@tut.by, redcross@mail.rugrodno.by
Контакты региональных организаций>>>
Минская областная организация
220039, город Минск, улица Чкалова 5
Телефон/факс: 8(017)224-67-73
E-mail: minoblbook@yandeх.ru
Могилевская областная организация
212030 г. Могилев, ул.Первомайская, 52
Телефон/факс 8(0222)32-70-35
E-mail: mogilev.volonter@gmail.com
Минская городская организация
220123, город Минск, улица В. Хоружей, 18 корп.1
Телефон: 8(017) 294-85-17
E-mail: redcrossminsk@mail.ru
Дорожная организация
220039, город Минск, улица Воронянского 4, корпус 2
Телефон/факс: 8(017224)66-24-40
E-mail: doroga.redcross@tut.by
Признаки, которые указывают на то, что вас хотят обмануть:
Вам сулят заоблачные заработки за неквалифицированный труд.
Отсутствует процедура и не оговорены все условия заключения контракта (зарплата, условия работы, срок, ответственность сторон). Вам могут «клятвенно» обещать уладить все формальности с заключением трудового договора непосредственно на месте - в стране назначения.
Предлагается «билет в один конец».
Фирма, с которой вы собираетесь сотрудничать, располагается в «подвале» или на съемной квартире.
Координаты и контактные телефоны фирмы отсутствуют в официальных источниках информации, равно как нет ее в списке субъектов хозяйствования, имеющих лицензию на соответствующий вид деятельности.
Заверения, что «интим» предлагается «исключительно по собственному желанию».
Психологический «пресс» со ссылками на то, что «возможность совершенно уникальная», «группа уже сформирована и осталось только одно место, которое готовы занять уже человек …надцать, если вы будете хлопать ушами» - а значит надо «все делать быстренько и ехать скоренько».
Что делать, если вы почувствовали недоверие к будущему работодателю?
Проверьте у работодателя наличие лицензии на соответствующий вид деятельности. Не постесняйтесь внимательно изучить документ.
Ознакомьтесь со всеми условиями заключения трудового договора (контракта).
В обязательном порядке проконсультируйтесь в территориальном подразделении Департамента по гражданству и миграции (по месту жительства) по всему спектру обязательных условий, гарантирующих безопасность выезда для работы за границу, включая легальность деятельности выбранной Вами фирмы (наличие лицензии).
Не верьте отзывам «очевидцев» о том, как было «хорошо и здорово» там, куда вас направляют – эти люди уже могут быть материально заинтересованы в вашей дезинформации.
свернутьПрофилактика правонарушений в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ
В настоящее время отмечается тенденция по увеличению количества пользователей сети Интернет, проявляющих необоснованный интерес к способам создания средств поражения. Следует отметить, что действия представителей данной категории граждан не ограничивается ознакомлением с интересующими их сведениями, а зачастую направлены на умышленное распространение «опасной» информации или изготовление боевых средств совершения актов терроризма в домашних условиях. Такие опыты для экспериментаторов нередко заканчиваются трагически.
В области отмечаются факты обнаружения взрывоопасных предметов. Нередко боеприпасы оказываются утерянными вооруженными силами или остались после проведения боев времен Великой Отечественной войны. Это может быть что угодно — от авиабомб и артиллерийских снарядов до ручных гранат и винтовочных патронов. Ко всем без исключения следует относиться с осторожностью. Взрывателю бомбы или снаряда может потребоваться всего лишь легкое прикосновение, чтобы сработать, а лежащую гранату достаточно просто поднять, чтобы ее предохранитель вывалился и граната взорвалась у вас в руках. В качестве примера можно привести случай, когда несколько лет назад в деревне Новая Гожа десятилетний школьник, взрывая патрон, лишился пальца на руке.
К характерным признакам, указывающим на то, что обнаруженный предмет может являться взрывным устройством, следует относить:
несоответствие места нахождения предмета и его положения обычным условиям окружающей обстановки;
наличие на обнаруженном предмете следов, указывающих на его нахождение длительный период времени в бесхозном состоянии;
подвод к обнаруженному предмету извне проводов и иных связей с другими элементами окружающей обстановки, которые могут служить для приведения в действие взрывных механизмов;
присутствие на корпусах пульсирующих светодиодов и лампочек, антенн, которые могут служить для приема инициирующего сигнала;
видимость в открытых проемах (полостях), обнаруженных конструкций, предметов, по своему внешнему виду напоминающих боевые средства поражения (гранаты, шашки и пр.), а также электрические схемы и механизмы.
При обнаружении подозрительного предмета или взрывного устройства рекомендуется с соблюдением мер безопасности и без создания паники принять следующие шаги:
обеспечить безопасность находящихся вблизи граждан, предупредив о возможной опасности;
незамедлительно уведомить дежурные службы УМЧС (тел. 45-37-06 или 101) и УВД (79-70-22 или 102);
в ходе общения с дежурными службами указанных ведомств сообщить о конкретном месте обнаружения подозрительного предмета, его форме, габаритах, а также признаках, которые могут указывать на его взрывоопасность.
Следует отметить, что действия по изготовлению самодельных взрывных устройств, хранению взрывчатых веществ и боеприпасов содержат в себе признаки состава преступления, предусмотренного ст.295 УК Республики Беларусь («Незаконные действия в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ»):
«Незаконные изготовление, приобретение, передача во владение, сбыт, хранение, перевозка, пересылка или ношение огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, либо незаконные изготовление, приобретение, передача во владение, сбыт, перевозка, пересылка или ношение составных частей или компонентов огнестрельного оружия, либо незаконные изготовление или сбыт основных частей взрывных устройств -
наказываются исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок до семи лет с конфискацией имущества или без конфискации.»
Примечание. Лицо, добровольно сдавшее предметы, указанные в ст. 295 Уголовного Кодекса, освобождается от ответственности за действия, предусмотренные названной статьей, кроме случаев сбыта.
Выявляются факты размещения отдельными пользователями Интернет-ресурсов материалов, содержащих информацию о способах создания взрывчатых веществ в домашних условиях. Указанные действия влекут ответственность по ст.17.14 КоАП Республики Беларусь («Незаконное изготовление и (или) распространение методик либо иных материалов о способах изготовления взрывных устройств и взрывчатых веществ»). Санкция данной статьи предусматривает наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или административный арест с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения.
свернутьКакие негативные факторы влияют на молодежь? Некоторые специалисты считают, что значительную роль в распространении идей о превосходстве отдельной группы лиц по национальному, религиозному, расовому и иному признаку играют виртуальные группы радикальной направленности в социальных сетях, а также распространение экстремистских материалов в сети Интернет. Зачастую средства массовой информации, осознанно или нет, раздувают костер экстремизма, размещая материалы, в которых криминальным или бытовым конфликтам навязывается национальная окраска, что способствует возбуждению национальной или религиозной ненависти, созданию негативного образа представителя этнических меньшинств.
Рекомендации по профилактике экстремизма в молодежной среде, которые дают сотрудники милиции просты и доступны. Главное — серьезно подойти к проблеме молодежи. Как можно больше уделять внимание флэшмобберам. Разъяснять учащимся административную ответственность за участие в несанкционированных публичных мероприятиях, нарушениях общественного порядка, уголовную ответственность за совершение преступлений и правонарушений экстремисткой направленности. Противодействовать распространению материалов, в которых звучит угроза и подстрекательство к насильственным действиям в отношении лиц иной национальности, расы, или по признаку религиозной принадлежности, а также поощрение, оправдание геноцида, депортаций, репрессий в отношении представителей какой-либо нации и тому подобное. Вовлекать молодежь в общественно-полезную деятельность. Можно констатировать, что частое произнесение таких малопонятных молодежи иностранных слов как «экстремизм», «толерантность», «ксенофобия» только вызывает отторжение. А совместное участие в каком-то общем деле, волонтерском движении, реализации проектов межнационального и культурного взаимодействия способствует проявлению взаимной поддержки, помогает лучше узнать друг друга, подружиться, что в конечном итоге является лучшей профилактикой конфликтов.
Считать те или иные действия экстремистскими позволяет совокупность следующих критериев:
действия связаны с неприятием существующего государственного или общественного порядка и осуществляются в незаконных формах. Экстремистскими будут те действия, которые связаны со стремлением разрушить, опорочить существующие в настоящее время общественные и государственные институты, права, традиции, ценности. При этом такие действия могут носить насильственный характер, содержать прямые или косвенные призывы к насилию. Экстремистская по содержанию деятельность всегда является преступной по форме и проявляется в форме совершаемых общественно опасных деяний, запрещенных Уголовным Кодексом РБ.
Действия носят публичный характер, затрагивают общественно-значимые вопросы и адресованы широкому кругу лиц. Не могут содержать признаков экстремистской деятельности убеждения человека пока они являются частью его интеллектуальной жизни и не находят своё выражение в форме той или иной общественной активности. Так, например, нацистская атрибутика или символика может на законных основаниях храниться в музеях. Однако, деятельность по пропаганде и публичному демонстрированию и такой символики будет содержать признаки экстремизма.
Формы экстремистской деятельности точно определены в законодательстве, в частности в законе Республики Беларусь от 04.01.2007 г. №203-3 «О противодействии экстремизму», их перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Кроме того, настоящий Закон определяет правовые и организационные основы противодействия экстремизму в целях защиты прав, свобод и законных интересов личности, конституционного строя и территориальной целостности Республики Беларусь, обеспечения безопасности общества и государства.
В целях профилактики экстремизма в молодёжной среде следует различать группировки экстремистской направленности от неформальных молодёжных объединений. В неформальных объединениях отсутствует четкое членство и их принято рассматривать, как формирования, объединяющие в себе молодёжь по признаку субкультуры (лат. sub – «под» + культура).
Существующие неформальные подростково-молодёжные объединения можно типологизировать на: гедонистско-развлекательные («наслаждение и развлечение»); спортивносоревновательные; профориентационные; эскапистские («уход от мира»); мистагогические («вводящие в тайну», связанные с духовными поисками); коммерциализованные (сформированные для достижения прибыли); субкультуры социального вмешательства (все субкультуры, ориентированные на улучшение или изменение сложившейся общественной системы или ее элементов); примыкающие к ним лидерско-менеджерские; криминально-ориентированные.
Экстремистские (радикальные) организации обычно декларируют, против чего они борются, и какие законные или незаконные методы они собираются использовать. Так, например, группировки «скинхедов» образуются, в большинстве случаев, из числа молодёжи, проживающей в одном микрорайоне либо обучающейся в одном учебном заведении. «Неформальные» лидеры, имеющие первоначально хулиганские мотивы совершения противоправных действий в отношении иностранных граждан, объединяют вокруг себя молодёжь, впоследствии, пропагандируя идеологию радикальных структур, подстрекают лиц, не имеющих устойчивого мировоззрения к совершению преступлений на национальной почве и расовой вражде. При этом следует отметить, что в группировки скинхедов попадает в основном молодёжь, не занятая какой-либо общественно-полезной деятельностью, не посещающая спортивные секции, клубы, иные заведения дополнительного образования. Маргинальные семьи в этой среде редкость. Как правило, это дети, финансово обеспеченные, но ограничены в общении с родителями в связи с их постоянной занятостью.
Специалисты отмечают, что наиболее уязвимой средой для проникновения идей экстремизма являются учащиеся школ с ещё не сформировавшейся и легко поддающейся влиянию психикой.
Ведь мы все живем в одном обществе. Вокруг нас тысячи, нет, даже миллионы, миллиарды людей. У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Все имеют что-то неповторимое. Прелесть современного мира именно в многообразии, разногранности. Не все это могут понять и принять.
Безусловно, сейчас значимой задачей общества стало объединение различных индивидов в общее и понимающее друг друга человечество. Для того чтобы объединиться всем вместе, нам необходимо проявлять уважение к чуждым для себя вещам, культурам, обычаям, традициям. Мы должны научиться прислушиваться к мнению окружающих и признавать свои ошибки.
Профилактика экстремизма в подростково-молодежной среде
Методические рекомендации
Для успешной организации работы по противодействию вовлечения учащихся в экстремистские организации и группировки необходимо знать причины и условия, способствующие развитию агрессивных настроений в молодежной среде. Факторы экстремизма в подростково-молодежной среде (психологический аспект): среди групповых социально-психологических факторов могут быть выделены следующие:
Вся молодежь, проживающая на территории Беларуси. На этом уровне необходимо осуществление общепрофилактических мероприятий, ориентированных на повышение жизненных возможностей молодых людей, снижение чувства незащищенности, невостребованности, создание условий для их полноценной самореализации и жизнедеятельности.
Молодежь, находящаяся в ситуации возможного «попадания» в поле экстремистской активности (молодежь в «зоне риска»). В данном контексте деятельность по профилактике экстремистских проявлений в молодежной среде должна быть направлена на молодых людей, чья жизненная ситуация позволяет предположить возможность их включения в поле экстремистской активности. К таким категориям могут быть отнесены:
- дети из неблагополучных, социально-дезориентированных семей, с низким социально- экономическим статусом, недостаточным интеллектуальным уровнем, имеющим склонность к трансляции девиаций (алкоголизм, наркомания, физическое и морально- нравственное насилие);
— «золотая молодежь», склонная к безнаказанности, вседозволенности, экстремальному досугу и рассматривающая участие в экстремистской субкультуре как естественную форму времяпрепровождения;
— дети, подростки, молодежь, имеющие склонность к агрессии, силовому методу решения проблем и споров, с неразвитыми навыками рефлексии и саморегуляции;
- носители молодежных субкультур, участники неформальных объединений и склонных к девиациям уличных компаний;
- члены экстремистских политических, религиозных организаций, движений, сект. При организации профилактической работы важно учитывать социально- экономические и возрастные особенности разных периодов, в которых оказываются подростки и молодежь. Наиболее опасным, с точки зрения вхождения в поле экстремистской активности, является возраст от 14 до 22 лет. На это время приходится наложение двух важнейших психологических и социальных факторов. В психологическом плане подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, поиском смысла и ценности жизни. Именно в это время подросток озабочен желанием найти свою группу, поиском собственной идентичности, которая формируется по самой примитивной схеме «мы» — «они». Также ему присуща неустойчивая психика, легко подверженная внушению и манипулированию. В социальном плане большинство молодых людей в возрасте от 14 до 22 лет оказываются в позиции маргиналов, когда их поведение не определено практически никакими социально-экономическими факторами (семья, собственность, перспективная постоянная работа и др.). В этой связи основные действия по снижению экстремистских проявлений в молодежной среде должны быть ориентированы на:
- оптимизацию социальной среды (в целом), в которой находятся молодые россияне, ее улучшение, создание в ней пространств для конструктивного взаимодействия, стимулирования у молодежи положительных эмоций от участия в реализации социальных проектов, от анализа достижимых перспектив, а также от реального опыта решения проблем молодого поколения;
— создание механизмов эффективного влияния на процесс социализации личности молодого человека, включения его в социокультурное пространство ближайшего сообщества и социума в целом. Итогом такой работы должно стать формирование толерантной, ответственной, успешной личности, ориентированной на ценности гражданственности и патриотизма;
- разработку системы психокоррекционной работы, нацеленной на профилактику ненормативной агрессии, развитие умений социального взаимодействия, рефлексии, саморегуляции, формирование навыков толерантного поведения, выхода из деструктивных культов, организаций, субкультур.
При изучении таких школьных предметов, как основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), обществоведение, использовать возможности образовательных программ для становления правового воспитания учащихся. «Литература», «История» помогут обратить внимание учащихся на культурное и историческое наследие других народов, на то, как они обогатили русскую культуру, и какой внесли вклад в развитие нашей страны. Данные дисциплины должны способствовать формированию у них таких качеств и возможностей как: · чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за жизнь своей страны, сохранности ее духовного и культурного наследия;
Традиционная цель гражданского воспитания в образовательном учреждении – формирование правовых знаний, правил поведения в социуме. Правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл. Основными мероприятиями могут быть:
- координация взаимодействия с комиссией по делам несовершеннолетних, инспекцией по делам несовершеннолетних, судом, прокуратурой с целью привлечения к сотрудничеству в проведении родительских собраний, педагогических советов, классных часов в учреждениях образования;
- организация и проведение элективных курсов по проблемам правового воспитания; проведение круглых столов по актуальным вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения школьников с привлечением родительской общественности, правоохранительных органов;
- проведение классных часов с целью освоения учащимися общечеловеческих норм нравственности и поведения; рассмотрение вопросов профилактики правонарушений, правового воспитания, формирования законопослушного поведения учащихся на коллегиях, педагогических советах, на Советах профилактики, классных собраниях;
— проведение родительских собраний по проблеме формирования законопослушного поведения учащихся;
— организация индивидуальных встреч учащихся и их родителей с социальными педагогами, психологами, сотрудниками правоохранительных органов по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения учащихся;
- оказание юридической помощи несовершеннолетним и их родителям по вопросам защиты прав и законных интересов семьи, учащихся. Педагогическим коллективам важно активизировать работу среди учащихся по раскрытию сущности и деятельности экстремистских организаций и групп. Проводить работу в этом направлении следует совместно с органами внутренних дел, с привлечением ученического самоуправления, родительской общественности, общественных организаций. Следует организовать работу консультационных пунктов для учащихся и родителей с привлечением психологов, социальных педагогов, инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних по правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций в семье и школе. Работа с детьми и подростками по формированию правовой компетентности строится с учетом дифференцированного подхода, возрастных и индивидуальных особенностей. Проводя профилактическую работу с молодежью, особенно с подростками, важно учитывать, что совершаемые ими поступки в значительной мере обусловлены групповыми нормами. Им свойственно подражание, психологическая зависимость от лидера и группы, стремление показать себя сторонником провозглашенных ценностей. Тем самым, любые подростково-молодежные группировки и сообщества являются еще и средой социализации, формирования личности.
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей предусматривает обучение родителей знаниям и навыкам, способствующим эффективному и развивающему поведению в семье. Для успешной организации работы по профилактике правонарушений среди детей и молодежи в образовательном учреждении необходимы: