Скоро в школу!

Портрет будущего первоклассника

развернуть

Многие родители уверенны в том, что готовность к школе заключается в умении ребёнка читать, писать и считать. И мало кто из родителей догадывается, что, даже овладев этими умениями, ребёнок не обязательно будет хорошо учиться в школе.

Что входит в понятие готовности к школе?

В структуре готовности к школе принято выделять следующие компоненты:

  1. Физическая готовность.
  2. Интеллектуальная готовность.
  3. Социально-психологическая готовность.
  4. Эмоционально-волевая готовность.

Что важно знать о готовности к школе родителям.

Физическая готовность, зрелость организма рассматривается как уровень развития, при котором требования школьного обучения, нагрузки, новый режим жизни не будет для ребенка обременительным. Критерием школьной зрелости может служить работоспособность ребенка в течение дня, недели или обратный показатель—его утомляемость.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе предполагает наличие у него достаточного кругозора, а также развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями.

Социально-психологическая готовность в своей структуре предполагает три спектра: личностная готовность, социальная готовность и психологическая готовность.

Личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника. Это выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. Сюда же входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель, учебники, тетради), а возможность получать новые знания.  

Психологическая готовность предполагает достаточный уровень развития познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и речи. А также произвольность внимания и поведенческих реакций, обеспечивающих усидчивость.

Социальная готовность предполагает качества, благодаря которым ребёнок мог бы общаться с другими детьми и взрослыми. Это проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.   

Эмоционально-волевая готовность считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу. Хорошо, если ребёнок способен принимать достойно неудачи, быть готовым к тому, что он не будет всегда лучшим и всегда в центре внимания. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно протекание учебной деятельности.

Однако недостаточный уровень развития одного из компонентов может привести к нарушению адаптации. Период адаптации к школе является очень сложным для первоклассников. Сроки адаптации первоклассников могут быть различными. Оптимальный адаптационный период составляет один-два месяца. Однако у определенного количества детей этот процесс продолжается, и не завершается, в течение первого года обучения.

Что должен знать и уметь будущий первоклассник?

Внимание

выполнять задание не отвлекаясь 15 минут

находить 5-6 различий между предметами

удерживать в поле зрения 8-10 предметов

выполнять самостоятельно быстро и правильно задание по предложенному образцу

копировать в точности узор или движение

Память

запоминать 6-8 картинок и 6-8 слов

рассказывать по памяти литературные произведения, стихи, содержание картины

повторять в точности текст, состоящий из 4 предложений

Мышление

определять последовательность событий

собирать разрезную картинку из 9-10 частей

находить и объяснять несоответствия в рисунках

находить лишний предмет, объяснять свой выбор

Развитие речи

правильно произносить все звуки

определять место звука в слове

использовать в речи сложные предложения

составлять рассказы по сюжетным картинкам, из личного опыта состоящих из 6-7 предложений

составлять предложение из 5-6 слов

членить простые предложения на слова, делить слова на слоги

Развитие мелкой моторики

свободно владеть карандашом и кистью при разных приёмах рисования

штриховать и раскрашивать рисунки, не выходя за пределы контуров

ориентироваться в тетради в клетку и в линейку

передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей

«Портрет» первоклассника, неготового к школе:

чрезмерная игривость;

недостаточная самостоятельность;

импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;

неумение общаться со сверстниками; трудность контактов с незнакомыми взрослыми

неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной инструкции;

низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие; плохое развитие зрительно-моторных координации (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами);

недостаточное развитие произвольной памяти; задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.).

Литература:

  1. Вопросы и ответы, касающиеся поступления в первый класс / [Электронный ресурс]. - https://edu.gov.by/.  
  2. Шестилетний ребенок в семье и учреждении образования: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е.А. Панько [и др.]; под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск: Нац. ин-т образования, 2016. – 216 с.
свернуть

Развитие воспитанника от 5 до 6 лет

развернуть

Образовательная область «Подготовка к обучению грамоте»

Задачи:
развивать: ориентировку в языковой действительности; способности к речевой деятельности; фонематический слух;
формировать: представление о слове как языковой единице, о слоговом строении слова; умение осуществлять звуковой анализ слов (интонационно выделять звуки в слове, составлять схемы звукового анализа слова); сравнивать звуки в похоже звучащих словах;
графические умения (готовить руку ребенка дошкольного возраста к письму);

воспитывать интерес к языку и речи как явлениям действительности.

Адукацыйная галіна «Развіццё маўлення і культура маўленчых зносін»

Задачы:
развіваць: пазнавальныя і моўныя здольнасці, назіральнасць адносна моўных з’яў, моўных асаблівасцей беларускай мовы ў параўнанні з рускай, навыкі маўленчага самакантролю;

фарміраваць: зносіны і сродкі зносін на беларускай мове, навыкі разумення беларускай мовы, уменне адказваць на пытанні дарослага, заахвочваць дзяцей да самастойных выказванняў на беларускай мове;

выхоўваць каштоўнасныя адносіны да багаццяў беларускай мовы.

Образовательная область «Развитие речи и культура речевого общения»

Задачи:
развивать: активное речевое общение в совместных играх, других видах деятельности; словесное творчество;

формировать: элементарное осознание языковой и речевой действительности;
умения связной, грамматически правильной и чистой диалогической и монологической речи;

воспитывать: ценностное отношение к богатству белорусского и русского языков, желание говорить правильно, культуру речевого общения.

Образовательная область «Ребенок и природа»

Задачи:
развивать интерес к скрытым свойствам и качествам объектов и явлений природы;
жизненным проявлениям растений и животных; растениям и животным разных природных сообществ и природно-климатических зон;

формировать умения выделять общие свойства объектов и явлений природы;
устанавливать связи и зависимости между объектами и явлениями природы;

определять и удовлетворять потребности растений и животных;

умения правильного взаимодействия с миром природы, бережного использования природных ресурсов;

воспитывать: нравственное, эмоционально-положительное и эстетическое отношение к природе; ответственность за состояние природы ближайшего окружения.

Образовательная область «Элементарные математические представления»

Задачи:
развивать: произвольность, преднамеренность, целенаправленность всех психических процессов; познавательные интересы, мотивы, активное познавательное отношение к окружающему; любознательность; сенсорные, логические,
исследовательские и математические способы познания; глазомер; чувство времени;
способствовать проявлению предпосылок математических способностей;
интеллектуально-творческие способности личности воспитанника;

формировать:
представления о:
количественных отношениях между временными отрезками (дни недели и неделя, недели и месяц, поры года, месяцы и пора года, месяцы и год);
четырехугольниках;
величине;
умение сравнивать, группировать и классифицировать предметы по 1–3 признакам;
основы культуры познания (осознание цели познания; использование способов и средств познания, адекватных цели);
обучать способам:
образования чисел в пределах 10, определения связей и отношений между смежными числами, состава числа из единиц (в пределах 5) и двух меньших чисел (в пределах 10);
узнавания и использования цифр и некоторых математических знаков («<», «=»,«>»);
измерения величины с помощью условной мерки;
переноса ориентировки в трехмерном пространстве окружающего мира на ориентировку в двухмерном пространстве листа бумаги и наоборот (построение простейших планов, схем);
различения дней недели, месяцев года, определения их последовательности и чередования; смены суток;

воспитывать: интерес к содержанию и процессу познания, эмоциональное отношение к нему, культуру рассуждений; проявление усилий, волевой регуляции процесса познания, терпеливости, аккуратности; интеллектуальные чувства; чувство уверенности в себе, комфортности в окружающем мире.

Образовательная область «Ребенок и общество»

Задачи:
развивать: социальные и познавательные мотивы, потребности познания своего «я», особенностей окружающих, социальной действительности; организаторские способности;
произвольность поведения; интерес к труду взрослых и их профессиям, к родному краю, национальной культуре; умение проявлять сопереживание, позитивное отношение к себе и окружающим; социальную активность в общении и совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, умение налаживать с ними взаимодействие на основе доброжелательности, взаимопонимания, чуткости; навыки самообслуживания;

формировать: осознание своей принадлежности к семье, группе сверстников, малой родине, стране; потребность в эмоционально насыщенном, содержательном общении со сверстниками и взрослыми, в позитивной самооценке и оценке результатов труда и деятельности взрослых и сверстников; способы культурного общения и поведения;

воспитывать: нравственные и эстетические чувства, желание активно участвовать в событиях социального окружения и семьи, бережное отношение к предметам рукотворного мира; осознанное отношение к сохранению здоровья и жизни.

Образовательная область «Физическая культура»

Задачи:
оздоровительные: совершенствовать функциональные возможности сердечнососудистой, дыхательной, нервной, мышечной систем, повышать общую работоспособность и выносливость организма в процессе увеличения объема, интенсивности и разнообразия физических нагрузок; укреплять мышечный корсет;
формировать мышечно-двигательные представления о правильной осанке и способность ее сохранять при выполнении физических упражнений;

образовательные: закреплять и совершенствовать жизненно важные двигательные умения и навыки, элементы техники двигательных действий в гимнастических, спортивных упражнениях, спортивных играх; творчески переносить накопленный двигательный опыт в самостоятельную двигательную деятельность; знать предметы, снаряды, пособия, необходимые для выполнения физических упражнений, правила пользования ими; правила и условия проведения подвижных и спортивных игр;
формировать умение оценивать свое двигательное поведение с точки зрения цели, процесса, способа действия;

воспитательные: воспитывать выразительность движений; избирательный интерес к определенным видам двигательной деятельности.

свернуть

Развитие воспитанника от 6 до 7 лет

развернуть

Образовательная область «Подготовка к обучению грамоте»

Задачи:
развивать: фонематический слух, произносительную сторону речи; навык ориентировки на листе бумаги; мелкую моторику рук (штриховка, обводка, «письмо» печатных букв);

формировать: представление о слове как языковой единице, слоговом строении слова; словоразличительной роли ударения; знаковой системе языка (буквы); умение вычленять звуки из слова, производить слогозвуковой анализ двух-, трехсложных слов;
осуществлять звуковой анализ четырех- и пятизвуковых слов (интонационное выделение звуков в слове, составление схемы звукового состава слова, выделение ударного гласного звука в слове); определять словесное ударение и его место в структуре анализируемого слова; формировать начальные навыки чтения простых слов;

воспитывать: звуковую культуру речи; интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих.

Адукацыйная галіна «Развіццё маўлення і культура маўленчых зносін»

Задачы:
развіваць: пазнавальныя і моўныя здольнасці, назіральнасць адносна моўных з’яў, навыкі маўленчага самакантролю;

фарміраваць: зносіны на беларускай мове, уменне звяртаць увагу на моўныя асаблівасці беларускай мовы ў параўнанні з рускай, навыкі разумення беларускай мовы, уменне адказваць на пытанні педагагічнага работніка, заахвочваць самастойныя выказванні дзяцей на беларускай мове;

выхоўваць станоўчыя каштоўнасныя адносіны дзяцей дашкольнага ўзросту да беларускай мовы.

Образовательная область «Развитие речи и культура речевого общения»

Задачи:
развивать: самостоятельную активную речь, содействовать налаживанию речевого общения в совместных играх, других видах деятельности; самостоятельное речевое творчество;

формировать: умения связной грамматически правильной диалогической и монологической речи, элементарное осознание языковой и речевой действительности;

воспитывать интерес к богатству русского и белорусского языков, ценностное отношение к ним.

Образовательная область «Ребенок и природа»

Задачи:
развивать интерес к особенностям внешнего вида растений и животных разных сред обитания, приспособленным к разным условиям жизни;

формировать умения использовать разные способы моделирования признаков объектов, явлений природы, связей в ней, безопасного поведения в природе;

воспитывать бережливое отношение к природе, заботливое отношение к своему организму.

Образовательная область «Физическая культура»

Задачи:
оздоровительные: совершенствовать устойчивость организма к различным заболеваниям, неблагоприятным воздействиям внешней среды; укреплять суставносвязочный и мышечный аппарат; формировать способность к самоконтролю за сохранением правильной осанки, за самочувствием в процессе физической нагрузки;
повышать физическую и умственную работоспособность;

образовательные: обучать детей видеть и понимать красоту движений; развивать умения действовать по собственному плану, подчинять свое поведение интересам коллектива; перестраивать упражнение по образцу или словесному указанию взрослого, выполнять его в разных вариантах; вычленять ведущие фазы путем сравнения; замечать ошибки и исправлять их, оценивать движения, свои и товарищей; развивать стойкую мотивацию достижений;

воспитательные: воспитывать самостоятельность и инициативность в применении двигательного опыта в новых двигательно-игровых условиях и жизненных ситуациях.

свернуть

Как организовать подготовку ребенка к школе?

развернуть

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

 Быть готовым к школе – значит быть готовым

всему этому научиться…» Л.А.Венгер

Правила создания позитивной обстановки в обучении дошкольника:

  • Дошкольник учится в игре, где активно и равноправно участвуют родители.
  • Обучение требует систематичности: 10-15 минут каждый день дадут больший результат, чем час-два в выходные дни.
  • Необходимо учитывать принцип «от простого к сложному», то есть нельзя сразу научить ребёнка всему, что вы знаете и умеете, каждый новый элемент добавляется постепенно, когда предыдущие знания, умения уже усвоены. Если ребёнок отвечает неуверенно, то вернитесь к простым заданиям, играм, изме­няя их содержание, но оставляя цель. Например, учите распо­знавать и называть цвета. Когда один цвет усвоен, добавляется новый, а прежний закрепляется в игре «Чего не стало?».
  • Не забывайте оценивать успехи, а при неудачах одоб­ряйте действия ребёнка словами: «Если бы ты сделал так (по­каз, объяснение), то было бы ещё лучше».
  • Старайтесь не создавать у ребёнка впечатления, что заня­тия и игры с ним являются смыслом вашей жизни, поэтому иг­райте с малышом, например, во время приготовления ужина на кухне («Чего не стало?», «Что изменилось?»), по дороге в детский сад, в машине, в автобусе («Слова-города» и др.).
  • Дети эмоционально отзывчивы, поэтому если взрослому не хочется играть в какую-то игру или он плохо себя чувствует, то лучше отложить занятие. С плохим настроением, через силу не играйте с ребёнком. Пользы это не принесёт. Игровое обще­ние должно быть интересным и для ребенка, и для взрослого. В этом случае создаётся положительная атмосфера для усвоения и развития.

ПОМНИТЕ!

Не опережающее изучение программы 1 класса, а всестороннее развитие ребёнка должно стать содержанием умственной подготовки будущих первоклассников.

Постарайтесь создать в семье атмосферу радостного ожидания первого школьного дня.

Как организовать подготовку ребенка к школе?

Подготовку к школе нужно организовать как непродолжи­тельные приятные для ребёнка занятия.

  • Разнообразные игры, рисование, лепка, конструирование, прослушивание и пересказ, проигрывание сказок, пение - всё это прекрасная подготовка к школе. Можно вводить непродолжительные занятия по книгам (сейчас в продаже большой выбор пособий для детей), но, занимаясь, побуждайте ребёнка думать, объясняя свои выводы.
  • Никогда не ругайте ребёнка во время занятий. Если у ребёнка что-то не получается или он чего-то не понимает, поставьте задачу, решая которую, ребёнок усвоит материал. Искусство и трудность для взрослого - не словами объяснять ребёнку материал, а придумывать такие задания, выполняя которые, ребёнок понимал бы, что к чему. Если ребёнок не понимает что-то, чаще всего - это ошибки взрослого (неправильное объяснение материала).
  • Помните, ребёнок 5-6 лет не может работать долго, 15-20 минут - вот предел, а потом он должен отвлечься. Играя с ребёнком, выполняя упражнения, не слишком утомляйте его. Следите за его реакцией и либо меняйте ход занятия, либо дайте ребенку отдохнуть.
  • Проявляйте положительный интерес к занятиям ребёнка, расспрашивайте его, что он делал, что узнал, как он узнал, что ему понравилось.
  • Важно привить ребёнку веру в свои силы. Хвалите его, ни в коем случае не ругайте за допущенные ошибки, а только показывайте, как их исправить, как улучшить результат, поощряйте поиск решения.
  • Стимулируйте интерес ребёнка к окружающему миру. Задавайте ребёнку вопросы, приучайте его рассказывать о своих впечатлениях, об увиденном.
  • Организовывайте коллективные игры детей, в которых есть активное речевое общение.
  • Не старайтесь «натренировать» ребёнка на выполнении заданий, а организовывайте работу так, чтобы ребёнок понял способ решения задания. Работайте над пониманием материала, а не только над его запоминанием, скоростью ответов, действий.
  • Разбивайте образные представления ребёнка. Этому способствует конструирование, изобразительная деятельность, слушание и пересказ сказок, сочинение сказок.
  • Для развития крупных движений, координации движений организовывайте подвижные игры, спортивные упражнения, но не соревнования, так как неудачи могут отпугнуть ребёнка, понизить его самооценку. Родителям рекомендуется почаще играть с ребёнком в мяч, волейбол, вместе кататься на лыжах, плавать и т. п.
  • Следует увеличить объём даваемых ребёнку пропедевтических, то есть вводных систематизированных знаний, особенно по математике. При этом не торопитесь с выработкой навыков, работать надо над пониманием материала, а не над скоростью, точностью и безошибочностью ответов на вопросы или выполнения каких-либо действий.
  • Чтобы ребёнок легко усваивал школьный материал, у него должна быть сформирована способность строить образные представления. Эта способность развивается в дошкольном возрасте при рисовании, конструировании, прослушивании сказок и пересказе их.
  • Для развития руки полезны такие занятия, как лепка из пластилина, глины, рисование, конструирование, пришивание пуговиц, плетение из бисера, вырезание из бумаги (но ножницы должны быть с закруглёнными безопасными концами), нанизывание бус.
  • Для развития навыков общения полезны ролевые игры, разыгрывание спектаклей.

Источники:

  1. Анищенко, О.А. и др. Впереди школа/ О.А.Анищенко, М.В.Мащенко, В.А.Шишкина.—Минск: Народная асвета. 2000.
  2. Кушнир, Н.Я. Детский сад — школа: проблемы преемственности/ Н.Я.Кушнир.— Минск: Полымя. 2000.
свернуть

Как родители могут помочь ребенку избежать некоторых трудностей

развернуть

1. Организуйте распорядок дня:

        • стабильный режим дня;

        • сбалансированное питание;

        • полноценный сон;

        • прогулки на воздухе.

2. Развивайте самостоятельность у детей

Проверьте, как эти навыки развиты у вашего ребёнка!

1. Самостоятельно или после напоминаний ребёнок исполняет каждодневные правила личной гигиены (чистит зубы, умывается, чистит обувь, одежду и т.д.).
2. Выполняет утреннюю гимнастику.
3. Может отказаться от вредных, нежелательных продуктов (жевательная резинка и др.)
4. Умеет проводить элементарную гигиеническую обработку продуктов (помыть яблоко, апельсин).
5. Умеет самостоятельно одеваться, быть опрятным.
6. Умеет содержать свои игрушки и вещи в порядке.
7. Умеет самостоятельно занять себя интересным делом.

8. Умеет отдыхать, восстанавливать потраченную энергию.

Через самостоятельность к организованности!

3.  Формируйте у ребенка умения общаться:

• обратите внимание на то, умеет ли ваш ребенок вступать в контакт с новым взрослым, с другими детьми, умеет ли он взаимодействовать, сотрудничать.

4. Уделите особое внимание развитию произвольности:

• учите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями, поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения, выполнять действия по образцу.

5. Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием ребенка:

• во время прогулок наблюдайте изменения в природе. Обращайте внимания на различные явления природы (дождь, снег, радуга, листопад, туман, ветер, тучи, буря, рассвет, закат);

• выучите названия времен года. Тренируйте умения определять время года на улице и картинках;

• используя лото и книги, учите с ребенком названия животных, растений, предметов быта, школьных принадлежностей, определяйте их особенности и назначение.

• развивайте связную речь детей. Учите пересказывать сказки, содержания мультфильмов, детских кинофильмов;

• составляйте рассказы по картинкам; следите за правильным произношением и дикцией детей. Проговаривайте скороговорки;

• можно заниматься с ребенком звуковым анализом простых слов (дом, лес, шар, суп). Научите находить слова имеющие, например, звук «л».

• знакомьте ребенка с буквами и их печатным изображением, а так же звуком, обозначающим конкретную букву;

• научите ребенка различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший) и цвету;

• научите ребенка считать до 10 и обратно, сравнивать количество предметов (больше, меньше, столько же). Познакомьте с изображением цифр (не надо учить их писать, только знать);

• научите определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение, и правильно понимать их значения: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед.

Внимание! Ребенок 5-6 лет не может работать долго, 10-15 минут - временной предел, а потом он должен отдохнуть, отвлечься. Поэтому все занятия должны быть рассчитаны на 10-15 минут

6.  Тренируйте руку ребенка:

• развитию мелкой моторики руки ребенка помогут рисование, штриховка, раскрашивание небольших поверхностей, нанизывание бусинок, пуговиц, лепка, определение вслепую формы предметов (сначала самых простых, потом можно усложнять), игры с мелкими предметами (мозаика).

 Внимание! При выполнении любых письменных заданий следите за правильным положением ручки (карандаша), тетради, позой школьника! Рука не должна быть сильно напряжена, а пальцы - чуть расслаблены.

• копируйте фигуры. Это задание способствует развитию координации, умению правильно воспринимать фигуры, расположенные на плоскости листа, различать прямые, кривые, наклонные соблюдать соотношение штрихов и положения фигур между собой.

Внимание! При выполнении графических заданий  важны не быстрота, не количество сделанного, а точность выполнения - даже самых простых упражнений.

Продолжительность работы - 3-5 минут, затем отдых, переключение и. если не надоело, еще 3-5 минут работы. Не переходите к следующим заданиям, если не освоено предыдущее, линии должны быть четкими, ровными, уверенными.

На этапе подготовки:

        • избегайте чрезмерных требований к ребенку;

        • предоставляйте право на ошибку;

        • не думайте за ребёнка;

        • не перегружайте ребёнка;

      • не   пропустите   первые   трудности и обратитесь к узким специалистам        (логопед, психолог, физиолог, дефектолог, педиатр);

        • устраивайте ребенку маленькие праздники

свернуть

10 советов родителям будущих первоклассников

развернуть

Преемственность дошкольного и І ступени общего среднего образования в части реализации учебных программ

развернуть

Образовательные области:

Учебные предметы:

Подготовка к обучению грамоте 

(Падрыхтоўка да навучання грамаце)

 Обучение грамоте (обучение чтению)

 Обучение грамоте (обучение письму)

 

 

 

Развитие речи и культура речевого общения

(Развіццё маўлення і культура маўленчых зносін)

Художественная литература

Элементарные математические представления

 Математика

Ребенок и общество

 Человек и мир

Ребенок и природа

Музыкальное искусство

Музыка

Изобразительное искусство

Изобразительное искусство

Физическая культура

Физическая культура и здоровье

свернуть
поделиться в: