Маршруты выходного дня

Кревский замок

развернуть

Протяжённость маршрута – 50 км.
Личный транспорт: Сыроватки – Сморгонь - Крево
Время в дороге: 50 минут

Сегодня в деревне Крево путешественников встречают руины знаменитого замка, возведенного здесь в начале XIV века. Он не только один из старейших на белорусских землях, но и первый, полностью построенный из камня. Когда-то эти стены толщиной 2,5 метра поднимались на высоту 12-13 метров, по углам стояли две сторожевые башни… На протяжении нескольких веков замок постепенно приходил в упадок, но именно Первая мировая война фактически завершила процесс его разрушения.

 
Годы Первой мировой войны (1915 – 1918)

Линия фронта установилась в Крево осенью 1915 года и до лета 1917 года обстановка тут была относительно стабильной. Рассмотрим несколько снимков, сделанных немецкими военными фотографами в те годы. К сожалению, большинство изображений военных лет, которыми мы располагаем, взяты из книг немецких полков, напечатанных типографским способом, а потому плохо поддаются увеличению.

К западной стене замка, которая защищала немецких солдат от обстрелов с русских позиций, уже пристроены помещения для личного состава, однако общий вид Княжеской башни еще полностью соответствует довоенному. При увеличении детали теряются, но все же с большой вероятностью можно считать, что входа в стене башни еще нет.

В июле 1917 года Российская армия предприняла в районе Крево – Сморгони свое последнее наступление в Первой мировой войне, которому предшествовала самая мощная артподготовка. По оценкам немцев, за три дня с 19 по 21 июля, российские артиллеристы выпустили по позициям 16-й ландверной дивизии около 1,5 млн. снарядов различных калибров, включая самые крупные. И хотя само наступление провалилось, Кревский замок за эти дни окончательно превратился в руины, которые мы можем наблюдать и сегодня.

 

 

свернуть

Мемориальный комплекс памяти героев и жертв Первой мировой войны в Сморгони

развернуть

Протяжённость маршрута – 27 км.
Автобус Сыроватки – Сморгонь
Время отправления: 08:50
Время прибытия: 09:40
Время в дороге: 50 минут
Личный транспорт: Сыроватки – Сморгонь
Время в дороге: 30 минут

В городе Сморгонь создан самый большой в Беларуси мемориал памяти героев и жертв Первой мировой войны. Он уникален и тем, что возведен на месте реальных событий, став первым комплексом такого масштаба.

Выбор места символичен: более двух лет – с сентября 1915 по февраль 1918 гг. – здесь проходила линия русско-германского фронта, а сам город, который не сдавался врагу 810 дней, был практически стерт с лица земли. В кровавых боях за Сморгонь гибли тысячи. О масштабах можно судить лишь по тому факту, как всего за один день 25 сентября 1915 года здесь положили головы 3,5 тысячи русских солдат и около 5,5 тысячи немцев. После войны разрушенную и выжженную Сморгонь стали называть "мертвым городом", ведь сюда вернулись всего около 150 жителей из довоенных 16 тысяч.

В памятный год 100-летия начала Первой мировой – 1 августа 2014 г. – здесь открылся мемориальный комплекс. Он объединяет скульптурные композиции "Крылатый гений воинской славы", "Солдаты Первой мировой войны" и "Беженцы". Также на территории возведена каплица и установлен "Камень памяти" с обращением к потомкам. Чуть дальше от входа, обозначенного Георгиевским крестом, расположена зона памяти и скорби – бронзовая карта военных событий 1915–1917 годов, две мемориальные урны с землей с мест захоронения воинов русской и немецкой армий, часовня с колоколом, который звучит в память о солдатах той войны.

Мы рассказать хотим о той, Нарочно кем-то позабытой, Но не такой уж и далекой Войне, О первой мировой!

Война – жесточе нету слова,

Война – печальней нету слова,

Война – святее нету слова.

В тоске и славе этих лет,

И на устах у нас иного

Еще не может быть и нет…

Александр Твардовский

 

Тот август стал для них кровавым, Война негаданно пришла, И сразу страх, кошмар и ужас В сердцах посеяла она. Никто не думал, что вот так Мир безмятежный пошатнется, И что Россия в страшный ад С тех пор на годы окунётся.

«Кто под Сморгонью не бывал – тот войны не видал» – такая поговорка сложилась среди солдат российской армии. Сморгонщина стала районом наибольшего напряжения на германско-российском фронте за всю Первую мировую.

Летом и осенью 1915 г. российская армия, сдерживая натиск всей австрийской армии и сорока германских дивизий, отступала на восток. В начале сентября 1915 г. фронт установился от Балтики – западнее Вильно – восточнее Гродно и далее на юг, до Карпат (Брест-Литовск российские войска оставили 25 августа, Гродно – 2 сентября).

Перегруппировав войска, германское командование начало новую наступательную операцию. Участок для прорыва был выбран севернее Вильно, между Северным и Западным русскими фронтами. На 30-километровом участке прорыва немцев соотношение сил было на их стороне – 6 пехотных и 4 кавалерийских дивизии против 4 кавалерийских и 7 пехотных батальонов российских войск прикрытия расходящихся фронтов. Продвижение немцев началось 9 сентября 1915 г. К утру 10 сентября между фронтами российских войск образовался разрыв в 50 км. Германское командование, зная об этом, 11 сентября отдало приказ 6-му кавалерийскому корпусу генерала О. фон Гарнье остановиться и с утра 12-го повернуть на юг, в направлении Свенцяны (Швенчёнис) – Сморгонь – Молодечно. Обеспечивая прорыв, германские армии усилили атаки на Лиду, Новогрудок, Барановичи.

15 сентября, с утра, немецкий кавалерийский полк 1-й кавалерийской дивизии при поддержке артиллерии и пулеметов атаковал Сморгонь – небольшой 16-тысячный город в 90 км восточнее Вильно. Понеся потери, российские войска отошли на Крево, навстречу подходящим войскам 2-й армии. Население города спешно было эвакуировано.

20 сентября подошедшие части 4-го Сибирского и 36-го армейских корпусов, оттеснив германскую кавалерию за реку Вилию, с боем взяли Сморгонь. А 24 сентября к городу, отходя с боями от Вильно, подошел Гвардейский корпус под командованием генерала Олохова – 572 офицера, 23 920 штыков пехоты, 1 080 сабель кавалерии, 145 орудий и 5 аэропланов. Элитные полки российской армии получили приказ стоять насмерть, удержать Сморгонь и не пропустить врага на Минск – Москву.

В сентябре 1915 г. отступавшим российским частям у Сморгони впервые в ходе войны удалось остановить противника. У Сморгони впервые было остановлено наступление немцев. Началась ожесточенная битва за небольшой белорусский городок, которая продолжалась 810 дней и стала для российской армии одной из самых героических страниц той войны. Уже в октябре 1915 г. немцы впервые применили здесь газы. В последующие месяцы газовые атаки вошли в разряд обычных боевых действий. К концу 1915 г. силы противника были истощены. Немцы усиливали оборону: заливали бетоном свои огневые точки и блиндажи. Лабиринты окопов и траншей с каждым днем все увеличивались, десятки километров железных дорог – обычных для движения тяжелых арторудий, узкоколейных на конной тяге для подвоза боеприпасов и эвакуации раненых – были построены у Сморгони по обеим сторонам фронта, наведены многочисленные мосты и паромные переправы через Вилию.

В сентябре 1916 г. у Сморгони российские войска провели свою первую в войне газобаллонную атаку. В результате только «газовая война» на территории района унесла жизни десятков тысяч солдат и офицеров.

Велась также «подземная война». В течение месяца ночами российские солдаты копали тоннель в тыл немцам – к высоте «Золотая горка» на северной окраине города, где находилась немецкая артбатарея и железобетонный наблюдательный пункт. В день штурма, заложенный под землю динамит был взорван, высота взята.

Сморгонщина стала местом одной из последних наступательных операций российской армии на Западном фронте. В июле 1917 г. на участке между Сморгонью и Крево после мощной трехдневной артиллерийской подготовки была предпринята попытка прорыва немецкой линии обороны. Операцией руководил командующий Западным фронтом генерал А. Деникин. Однако несмотря на значительное превосходство в количестве войск и артиллерии – 16 пехотных, 2 кавалерийские дивизии, около 900 орудий с 13-дневной нормой снарядов – наступление провалилось. На армии стали сказываться политические события, развернулась революционная агитация, стала падать дисциплина, участились случаи дезертирства.

Наследие, оставленное Первой мировой войной на Сморгонщине самое заметное на территории Беларуси. За годы противостояния обе стороны построили тут многокилометровые линии обороны, развитые системы коммуникаций, которые протянулись от Вишневского озера на севере до Западной Березины на юге. С обеих сторон линия фронта была отмечена огромным количеством кладбищ.

свернуть