Классному руководителю

ЦИКЛОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

развернуть

ЕЖЕДНЕВНО

Контроль за:

·  посещением занятий;

·  внешним видом обучающихся; 

·  состоянием здоровья;

·  выполнением правил внутреннего распорядка обучающимися. 

Профилактика:

·  опозда­ний;

·  противоправного поведения;

                ·  конфликтов.

Организация:

·  дежурства учащихся в класс­ном кабинете;

·  питания обучающихся;

·  ученического самоуправления;

·  индивидуальной работы с обучающимися и их законными представителями.

 

ЕЖЕНЕДЕЛЬНО

 Контроль за:

·  ведением дневников;

·  пропусками занятий.

Организация и проведение:

·  информационного часа,  классного часа, мероприятий (в соответствии с часами тарификации);

·  работы с родителями; 

                  ·  работы с учителями-предметниками, работающими в классе.

Анализ:

·  успеваемости;

·  уровня воспитанности;

·  организации питания;

·  выполнения правил поведения обучающихся.

 

ЕЖЕМЕСЯЧНО

Посещение:

·  уроков учителей-предметников в своем классе;

Собеседование с:

·  педагогом социальным;

·  педагогом-организатором;

·  учителями-предметниками.

Организация:

        ·  заседаний родительского комитета класса;

        ·  работы классного актива.

 

НЕ РЕЖЕ ОДНОГО РАЗА В ЧЕТВЕРТЬ:

Проводит:

       ·  родительское собрание.

 

В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА

Оформляет:

·  классный журнал; 

·  личные дела обучающихся;

Участвует в работе:

·  методического объединения классных руководителей;

·  педагогического совета.

Анализирует:

·  воспитательную работу;

·  успеваемость;

·  уровень воспитанности обучающихся.

 

В КОНЦЕ ГОДА:

        ·  анализирует состояние воспитательной работы в классе и уровень воспитанности обучающихся;

        ·  собирает и представляет в администрацию школы статистическую отчетность (успеваемость, трудоустройство выпускников и пр.).

свернуть

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КЛАССЕ

развернуть

Введение

1. Программно-планирующая документация воспитательной работы.

2. Планирование как процесс моделирования деятельности классного руководителя.

3. Программа анализа воспитательного процесса в классе.

4. Понятие цели  и целеполагания в процессе планирования.

5. Формы и методы организации работы с классным коллективом, создание условий для развития личности обучающихся.

6. Структура плана.

7. Документирование организационно-воспитательной работы классного руководителя. 

Заключение

Введение

В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, воспитание – целенаправленный процесс формирования духовно-нравственной и эмоционально ценностной сферы личности обучающегося. Особое место в воспитательной системе класса отводится педагогическому работнику, выполняющему обязанности классного руководителя (далее – классный руководитель) как главному участнику и лицу, заинтересованному в успешном функционировании воспитательной системы класса. Этот успех  во многом зависит от эффективности планирования идеологической и воспитательной работы. Именно в умении планировать будущий результат, целенаправленно регулировать процесс воспитания, выбирать такие формы и методы работы, которые обеспечат наиболее эффективное выполнение поставленных целей и задач будет состоять успех воспитательного воздействия на обучающихся.

1. Программно-планирующая документация воспитательной работы.

Планирование воспитательной работы в классном коллективе можно определить как процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и родителей по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном коллективе.

В процессе планирования идеологической и воспитательной работы классному руководителю необходимо опираться на  следующую программно-планирующую документацию: Концепцию непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь и Программу непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2022-2027 гг., комплексную программу воспитания детей и учащейся молодежи,которая разрабатывается на основе Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь и Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2022-2027гг.  на областном, районном (городском) уровнях, программы воспитания учреждения общего среднего образования, план идеологической и воспитательной работы учреждения общего среднего образования.

Классный руководитель для организации  идеологической и воспитательной работы с классным коллективом проводит анализ своей деятельности, который отражается в аналитическом отчете за год; разрабатывает план идеологической и воспитательной работы на  четверть или полугодие (включая работу на каникулах, в шестой школьный день).

 Кроме этого заполняется социально-педагогическая характеристика класса (поддерживается в актуальном состоянии в течение года).

При планировании работы классному руководителю важно соблюдать  принципы научности, системности и последовательности, индивидуальности, конкретности, оптимальности, диалога.

Принцип научности предполагает, что в процессе планирования используются научные данные, материал опирается на современные достижения педагогики и психологии.

Принцип системности и последовательности реализуется в различных формах планирования, порядке изучения отдельных вопросов. Он предполагает, что все планируемые мероприятия не могут быть разовыми и проводиться от случая к случаю. Результативной вся идеологическая и воспитательная работа становится лишь в том случае, если она приобретает организованный характер, а система воспитания представляет собой последовательные и поэтапные действия.

Принцип индивидуальности предусматривает формирование воспитательной системы сучетом особенностей каждого ребенка, особенностей классного коллектива.

Принцип конкретности в планировании предполагает использование определенных форм и методов работы с учетом реальных условий, конкретной обстановки. 

Принцип оптимальности основывается на необходимости выбора наилучшего варианта взаимодействия взрослых и детей в планировании, наиболее лучшего варианта плана из нескольких возможных на всех этапах планирования, соотношение форм и методов выбранным целям и задачам плана.

Принцип использования диалога заключается в том, чтобы взаимодействие детей и взрослых присутствовалона всех этапах планирования идеологической и воспитательной работы, в том числе и на этапе его реализации.

2. Планирование как процесс моделирования деятельности классного руководителя.

Планирование в значительной мере предопределяет результаты и эффективность системы идеологической и воспитательной работы. Целенаправленное и четкое планирование помогает педагогам избежать многих ошибок и отрицательных явлений. По сути, планирование есть процесс моделирования своей деятельности на какой-то период времени (или какого-то направления, вида деятельности), когда классный руководитель представляет мысленно модель своей работы: содержательную, организационную, структурную. Поэтому все шаги можно объединить в несколько этапов планирования:

1)подготовительный: определение предмета и отрезка времени, структурирование предмета;

2) аналитический: анализ результатов и имеющегося опыта, диагностика, обобщение результатов анализа;

3) моделирующий: целеполагание, коллективное планирование, выбор содержания и средств, прогноз результатов, распределение событий во времени;

4) заключительный (оформительский): выбор структуры плана и его оформление.

Общий алгоритм планирования можно представить следующим образом:

1 шаг — определение предмета планирования. Сначала надо ответить на вопрос: что необходимо спланировать (всю деятельность, какое-то направление, конкретное дело).

2 шаг — определение временного периода: какой период времени необходимо спланировать (год, четверть).

3 шаг — структурирование предмета планирования. То, что планируется, необходимо разделить на возможные составные части (например, можно выделить направления деятельности, вычленить содержательные и тематические блоки), т. е. представить идеальный образ планируемого, а затем отобрать нужное и реальное. Для того чтобы спланировать работу на год, нужно продумать, из чего вся деятельность будет складываться, и выделить все возможные направления. Осуществляя идеологическую и воспитательную работу с обучающимися классному руководителю в своей деятельности необходимо  опираться на основные составляющие воспитания, определенные Кодексом об образовании Республики Беларусь: гражданское и патриотическое, идеологическое, нравственное, эстетическое, воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности, воспитание культуры здорового образа жизни, гендерное, семейное, трудовое и профессиональное, экологическое, воспитание культуры безопасной жизнедеятельности, воспитание культуры быта и досуга.

Структурирование предмета планирования помогает сделать план реалистичным, избежать глобальности и расплывчатости.

4 шаг — анализ результатов работы и состояния коллектива.

Необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся, их уровень развития, интересы, способности, индивидуальные особенности, а также  условия, в которых педагог будет работать, специфику учреждения и образовательного процесса. Кроме того, классный руководитель должен осознавать свой собственный профессиональный уровень. На данном этапе планирующий свою деятельность должен определить направления анализа и осуществить его.

5 шаг — обобщение результатов анализа. Это логическое завершение предыдущего шага, в результате которого должен сложиться образ деятельности, ее особенностей, т. е. определяется база данных — отправная точка для моделирования деятельности.

6 шаг — целеполагание. Именно при целеполагании осуществляется первоначальный прогноз результатов: ради чего, на что работать, что хотелось бы получить в итоге.

7  шаг — коллективное планирование, которое предполагает включение в процесс совместного поиска идей, предложений всех, кто причастен к планируемой работе.

8 шаг — выбор средств достижения поставленных целей, решения задач, способов отслеживания и оценки результатов. На данном этапе отбираются формы, методы, содержание, позволяющие решить поставленные задачи; определяются взаимосвязи с теми, кто может помочь в достижении результатов. Прогноз продолжается, результаты уточняются, конкретизируются, выбираются способы их контроля и оценки.

9 шаг — распределение событий во времени. В зависимости от того, какой отрезок времени планируется, определяются этапы, периоды, даты; выстраивается логика дел и событий.

10 шаг — оформление (написание) плана. Опытные педагоги и руководители планируют сразу на бумаге. Но детально, логично, точно, кратко, конкретно можно изложить свои действия только тогда, когда они осмыслены.

Общий алгоритм планирования подходит для любого вида деятельности, для любого типа плана, для любого отрезка времени. Для того чтобы получить задуманный результат, процесс планирования должен быть беспрерывным, систематичным, тогда изложенный алгоритм повторится несколько раз: при перспективном планировании (на год и более), при периодическом планировании (на четверть, полугодие) и т.д.

3. Программа анализа воспитательного процесса в классе.

Анализ воспитательной работы за прошедший учебный год позволяет наметить целевые ориентиры, готовит базу для планирования всей деятельности и предвосхищает планирование. Нельзя осуществить глубокий анализ без наличия определенной базы данных, различного диагностического материала, которые собираются в течение учебного года.

Примерная программа анализа идеологической и воспитательного работы в классе состоит из следующих этапов.

1. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе в прошедшем году.

1.1.Результаты решения воспитательных задач прошедшего года, целесообразность их постановки, действенность идей, которые выдвигались при планировании.

1.2.Правильность выбора основных направлений, содержания, форм и методов работы.

2. Анализ развития обучающихся в классе.

2.1.Воспитанность обучающихся (указать, какие факторы повлияли на это в большей мере).

2.2.Развитость познавательных интересов и творческих способностей, проявляемых обучающимися в интеллектуальной, художественно-эстетической, трудовой и других видах деятельности.

2.3.Уровень знаний, умений и навыков учащихся класса, их успеваемость (желательно сравнить с результатами предыдущих лет).

2.4.Развитие учащихся, имеющих отрицательные аспекты поведения (их индивидуальные особенности, потребности, ведущие мотивы поступков; влияние  на них ближайшего социального окружения; наиболее действенные приемы работы с ними, задачи воспитания и коррекции поведения этих учащихся, прогноз дальнейшей социализации этих учеников).

3. Анализ динамики социализации обучающихся.

3.1.Особенности отношений учащихся класса с окружающим их социумом, наиболее заметные изменения в этих отношениях, произошедшие за прошедший учебный год. Какие факторы (условия) особенно повлияли на эти изменения?

4. Анализ развития классного коллектива.

4.1.Социально-психологический микроклимат в классе. Характер взаимоотношений обучающихся (тактичность, вежливость, внимание и уважение друг к другу, взаимоотношения мальчиков и девочек, доброжелательность, коллективизм, отношения взаимной ответственности, заботы и т.д.); преобладающее отношение обучающихся к педагогам, доминирующий эмоциональный настрой учащихся класса.

4.2.Социометрическая структура класса.

4.3.Развитие общественной активности обучающихся (их инициативность, творчество, организованность, самостоятельность, участие в самоуправлении  класса); уровень развития коллективной творческой деятельности, степень включенности обучающихся в жизнедеятельность класса, в процесс планирования, организации и анализа совместной деятельности.

4.4.Изменения состава класса, произошедшие в течение года, индивидуальные особенности вновь поступивших обучающихся (если есть вновь прибывшие), их адаптация и интеграция в классном коллективе.

5. Анализ организации воспитательного процесса в классе и эффективности идеологической и воспитательной работы классного руководителя.

5.1.В каких делах обучающиеся участвовали с наибольшим удовольствием? В каких проявили себя активными организаторами? В каких были пассивными? Почему?

5.2.Насколько удачной оказалась последовательность классных мероприятий в прошедшем учебном году?

5.3.Какая деятельность положительно влияла на формирование сознательной дисциплины и ответственного отношения к учебе и труду?

5.4.Какие дела, проведенные в прошедшем году, способствовали сплочению классного коллектива?

5.5.Какие методы, формы работы наиболее положительно сказались на развитии обучающихся?

6. Анализ участия обучающихся класса в жизнедеятельности учреждения образования.

6.1.Участие обучающихся в школьном самоуправлении, работе объединений по интересам и др.; влияние этой деятельности на развитие личности учащихся.

7. Анализ педагогического взаимодействия с семьями обучающихся и родительским активом.

7.1.Частота и характер контактов с семьями обучающихся.

7.2.Результативность педагогического просвещения родителей.

7.3.Эффективность индивидуальной работы с родителями.

7.4.Особенности взаимодействия с родительским активом (родительским комитетом класса, попечительским советом школы).

7.5.Взаимодействие с семьями, находящимися в социально опасном положении.

8. Анализ организации педагогического взаимодействия  со всеми заинтересованными структурами и ведомствами.

8.1.С кем из педагогических, медицинских, социальных работников и т.д. осуществлялось взаимодействие?

8.2.В какой мере классному руководителю удалось организовать взаимодействие?

8.3.Какие формы педагогического взаимодействия были наиболее эффективными?

9. Выводы.

9.1.Обобщение положительного опыта.

9.2.О нереализованных возможностях и неиспользованных резервах.

10. Приложениеможет содержать результаты итоговых диагностических исследований, анкетирований, опросов и т.д.

Примерная структура анализа идеологической и воспитательной работы за год может состоять из анализа реализуемых целей, задач и приоритетных путей их решения; участия в реализации общешкольной задачи и деятельности по реализации задач и проблем, стоявших перед классным коллективом. После этого обобщаются выявленные проблемы за отчетный период и, исходя из всего перечисленного,  определяются приоритетные направления и пути их решения, постановки общей цели и конкретных задач деятельности на следующий период.

4. Понятие цели  и целеполагания в процессе планирования.

Успешность планирования и организации идеологической и воспитательной работы во многом зависит от правильного определения и обоснования цели предстоящей деятельности. Цель можно определить как предполагаемый положительный конечный результат.

В воспитательном процессе важна не только сама цель, но и то, как она определяется, вырабатывается. Цель становится движущей силой, если она значима для всех участников этого процесса, принимается ими. Последнее достигается в результате педагогически организованного целеполагания. От его осуществления зависит характер совместной деятельности педагогов и обучающихся, тип их взаимодействия, формируется позиция детей и взрослых, которая проявляется в дальнейшей работе.

Планирование идеологической и воспитательной работы с классным коллективом должно отвечать потребностям и интересам участников образовательного процесса. Для их выявления могут использоваться результаты  диагностических исследований как педагогических, так и психологических, проводимых не только самим классным руководителем, но и специалистами социально-педагогической и психологической службы как в течение учебного года с различными целями, так и в конце с целью выявления у родительской общественности, у обучающихся, а по необходимости, и у педагогов тех проблем и вопросов, на которые необходимо уделить больше внимания.

Планирование работы классного руководителя должно отражать специфику деятельности и особенности учреждения образования, в котором осуществляется образовательный процесс.

Необходимость и важность взаимодействия классного руководителя, обучающихся, родительской общественности в процессе планирования обусловлены также тем, что знания и опыт взрослых дополняются нестандартностью, оригинальностью подходов детей к решению проблем.

В зависимости от условий взаимодействие педагогического и ученического коллективов, процесс планирования воспитательной работы может проходить на нескольких уровнях:

1   уровень — педагоги привлекают обучающихся к планированию;

2   уровень — совместное планирование педагогов и детей:

3   уровень — педагоги помогают обучающимся в планировании.

На всех уровнях взаимодействие предполагает участие детей (с различной степенью активности) в анализе воспитательной работы, выдвижении задач, отборе содержания и форм работы, обсуждении планов.

С целью организации совместно работы детей и родителей по планированию целесообразно организовать общее собрание родителей и учащихся по обсуждению совместной работы на перспективу.

При планировании идеологической и воспитательной работы классному руководителю необходимо уделить особое внимание ученическому самоуправлению. Именно оно обеспечивает развитие у обучающихся самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей. Ученическое самоуправление развивается только тогда, когда обучающиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Самоуправление может развиваться практически во всех видах деятельности обучающихся. Оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов. В то же время развитие самоуправления в одном виде деятельности оказывает существенное влияние на этот процесс в других ее видах. Классному руководителю следует помнить, что основным принципом этого процесса должна стать инициатива, идущая снизу, то есть от самих учащихся.

Основной  целью организации ученического самоуправления является создание благоприятных условий для активного развития подрастающего поколения, их социальной адаптации.

5.  Создание  условий для развития личности обучающихся.

Классный руководитель несет ответственность за эффективность идеологической и воспитательной работы в классном коллективе. При организации планирования идеологической и воспитательной работы  следует помнить о разнообразных формах организации работы с классным коллективом, о создании условий для развития личности каждого обучающегося, раскрытия его потенциальных способностей, защиты прав и законных интересов.

Для того чтобы вырастить человека творческого и талантливого, любящего родных и близких, свой народ, свою родину, настоящего гражданина своей страны, необходимо не только формировать компетенции, но и создать систему воспитательной работы, направленную на формирование гармоничной, разносторонней, высоконравственной личности обучающегося.

При формировании у молодежи гражданско-патриотических качеств актуальным является воспитание отношения к малой родине, уважения к истории и культуре своего края. Во многом этому  способствует краеведческая деятельность: знакомство с героическим настоящим и прошлым родного края, историей земли, трудовыми достижениями земляков, национальной культурой. Формы организации работы могут быть разные. Особенно эффективны такие, как экскурсии, походы по местам боевой и трудовой славы народа, посещение музеев и исторических мест Республики Беларусь. Большие возможности для развития гражданско-патриотических качеств у детей и молодежи открывает обращение к социокультурным объектам. Классными руководителями может быть организовано посещение выставок, спектаклей, кинопоказов, музейных экспозиций.

Воспитание гражданственности и патриотизма возможно через организацию комплексной работы по формированию готовности молодежи к защите Отечества. Хорошие результаты приносит взаимодействие с силовыми структурами, воинскими частями и подразделениями, работа клубов и кружков историко-патриотической направленности, организация шефства над ветеранами войны и воинскими захоронениями.

В процессе планирования классному руководителю особое внимание следует уделять проведению информационных часов, тематических классных часов,  конкурсов и фестивалей, посвященных юбилейным датам и государственным праздникам. Формат проведения мероприятий может быть различным, но очень важно, какие методы при этом используются. Высокорезультативны активные методы, так как они являются наиболее продуктивными, поскольку для достижения поставленной цели педагог и воспитанник активно участвуют в образовательном процессе. Весьма эффективны интерактивные методы, когда  ожидаемые результаты достигаются в ходе совместной деятельности педагога, учащихся и организованного взаимодействия между всеми субъектами образования. Здесь обучающиеся оказываются наиболее вовлеченными в процесс познания, что позволяет больше заинтересовать их рассматриваемым вопросам. При организации работы в режиме интерактива каждый вносит индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, а в практических упражнениях происходит овладение необходимыми умениями. Интерактивные методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу, обладают высоким формирующим потенциалом.

Активно воздействуют на становление личности коллективные творческие дела, которые создают почву для формирования и проявления общественно ценных мотивов. В этом отношении хорошим потенциалом обладают презентации творческих работ самих детей, подготовка, оформление и проведение выставок, конкурсы и викторины,  концертные программы, фестивали, направлен­ные на формирование национального самосознания, другие коллективные методы работы.

Эффективной формой  создания дополнительных условий по формированию у подрастающего поколения навыков безопасного и ответственного поведения является реализация принципа «равный обучает равного».

При планировании следует помнить об использовании потенциала шестого школьного дня в воспитательной работе учреждения. В этот день необходимо проведение с обучающимися спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных и других воспитательных и развивающих мероприятий.

6.    Структура плана.

Результатом процесса планирования являются планы, содержащие цели и задачи, определяющие последовательность, ресурсы и время выполнения работ, необходимых для достижения поставленных целей. По содержанию, структуре, форме планы могут отличаться в разных учреждениях общего среднего образования. Но для каждого учреждения следует принять свою единую форму планирования. Главное, чтобы она помогала в организации идеологической и воспитательной работы, являлась удобной для использования и оперативной корректировки, чтобы план был рабочим, а не формальным документом. Важно, чтобы структура плана позволяла видеть цели и задачи работы, текущие и перспективные дела, вносить коррективы и изменения, а также отражала взаимодействие участников педагогического процесса. Следует помнить оработе с родителями, взаимодействии с другими педагогами и коллективами и т. д.

             В план можно отдельно включить работу с  обучающимися, требующими особого педагогического внимания; с ученическим активом; ученическим самоуправлением; общественными объединениями;  методическую работу самого педагога. Может быть предложена примерная структура плана идеологической и воспитательной работы классного руководителя, где отражена работа по направлениям.

План можно рассматривать как систему мер, ранжированную по срокам. Обоснованный план позволяет наметить общие перспективы и конкретные пути решения поставленных воспитательных задач. Если процесс планирования рассматривается только как административное требование, то план будет носить формальный характер и не будет ориентиром в деятельности. Эффективность достигаемых результатов и успех любой деятельности во многом зависит от того, насколько грамотно эта деятельность планируется.

7.    Документирование организационно-воспитательной работы классного руководителя.

Организационно-воспитательная работа в учебных заведениях осуществляется за пределами времени, отводимого на проведение учебных занятий в соответствии с учебными планами, и включает следующие формы и виды работ: индивидуальная и групповая воспитательная работа с учащимися, идеологическая,  культурно-массовая работа, организация мероприятий воспитательно-оздоровительного направления, пропаганда и формирование навыков здорового образа жизни, организация общественно полезной деятельности, трудовое воспитание и профориентация, профилактика противоправного поведения учащихся, социально-педагогическая работа с родителями. Фактическое выполнение организационно-воспитательной работы отражается классным руководителем в журнале аналогично записям о проведенных учебных занятиях. Один из вариантов записи страницы в классном журнале состоит из:

1)  даты проведения;

2)  содержания работы;

3)  количества часов.

Классные и информационные часы проводятся классным руководителем в соот­ветствии с расписанием или дополнительным графиком их проведения. Классный руководитель должен записывать в журнал наиболее значимые воспитательные мероприятия и другие виды организационно-воспитательной работы.

Для повышения эффективности работы классного руководителя и целесообразности организации его рабочего времени можно использовать циклограмму деятельности классного руководителя.

Заключение

Планирование – это многосторонний и многоэтапный процесс на любом уровне. Его эффективность зависит от профессионализма классного руководителя. Совместный поиск учителей, обучающихся, родителей в процессе планирования составляет основу творческой деятельности.

План – важная предпосылка успеха в воспитании обучающихся в том случае, когда он является итогом коллективного совместного творчества, поиска педагогического коллектива и обучающихся, когда в основе процесса планирования лежит тесное взаимодействие, заинтересованное сотрудничество педагогов и обучающихся, старших и младших.

Целенаправленное и четкое планирование помогает педагогам избежать многих ошибок и отрицательных явлений в идеологической и воспитательной работе. Планирование в значительной мере предопределяет результаты и эффективность системы воспитания в целом.

 

свернуть

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ КЛАССА

развернуть

I. Общие сведения о классном коллективе. История его формирования.

·   Количество учащихся

·   Из них мальчиков, девочек

·   Возрастной состав

·   Были ли слияния с другими классами, есть ли прибывшие ученики (из каких школ)

·   Смена классного руководителя

II. Содержание и характер учебной деятельности:

·   Общая характеристика успеваемости, дисциплины

·   Наличие контроля за оценками отдельных учеников

·   Дисциплина на уроках, кто нарушает?

·   Пропуски уроков

III. Жизнь класса вне учебных занятий:

·   Интерес к кружкам, экскурсиям, коллекционированию и т.д.

·   Участие классного коллектива в общешкольной жизни

·   Проявление сознательной дисциплины

·   Влияние на класс родительской общественности

·   Общественно полезный труд в классе, школе

IV. Руководство классным коллективом и его организацией

·   Актив класса, его работа (выделить лучших)

·   Участие в школьных мероприятиях

·   Наличие неформальных лидеров, причины их влияния на класс

·   Наличие отверженных

V.  Взаимоотношения внутри коллектива:

·   Степень сплоченности

·   Проявление взаимной требовательности, чуткости, взаимопомощи

·   Наличие или отсутствие группировок

·   Особенности взаимоотношения между мальчиками и девочками

·   Эмоциональное неблагополучие отдельных детей

VI. Общие выводы

·   Уровень развития коллектива

·   Характер общего эмоционального климата в коллективе

·   Дисциплинированность

·   Определение основных недостатков в организации жизни коллектива

Примечание: заполняется на начало и конец учебного года, для вновь назначенных классных руководителей заполняется на конец первой четверти. Характеристика должна содержать достаточное количество обоснованных конкретных педагогических выводов, учитывающих специфику данного коллектива.

свернуть

АНАЛИЗ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

развернуть

Анализ, и в том числе самоанализ, и последующая оценка работы клас­сного руководителя являются необходимым звеном его деятельности и имеет несколько аспектов.

Во-первых, классный руководитель должен периодически оценивать результаты своей воспитательной работы с учениками, чтобы видеть, на­сколько поставленные им задачи достигнуты. В науке это называется ре­зультативным анализом, на основе которого делается оценка работы, ори­ентированная на критерий, т. е. на соответствие результатов поставлен­ным целям (задачам). Совпадение результатов и ранее определенных за­дач называют критерием воспитанности, своего рода эталоном, нормой. На­блюдаемое поведение учащихся, их высказывания, поступки, проявления чувств, отношений, их знания, представления о мире, нормах общения, морали, их школьная и общественная дисциплина, сложные нравствен­ные чувства, которые так или иначе можно обнаружить, — все это в на­уке называется показателями воспитанности. Именно их сопоставляют с критериями (нормами) воспитанности и по ним судят о результатах вос­питательной работы.

Анализ результатов воспитания является, по существу, новой диагно­стикой, изучением и фиксированием изменений, новообразований уча­щихся, оценкой их воспитанности. В этом случае проще всего для учите­ля пользоваться методом наблюдения и отмечать изменения в поведении учеников, в их отношении к учебе, классным делам, друг к другу, к жиз­ни страны и школы и многое другое. Анализ данных наблюдения пока­жет, как продвинулись учащиеся в своем развитии. Классный руководи­тель может воспользоваться уже известными ему методами диагностики, чтобы получить более точные и/или специальные данные о воспитанно­сти школьников. Вполне допустимо, что учитель может сказать ученикам о результатах своих наблюдений, конечно, не в прямой форме «были вы такие, а стали такие», а в рамках вечера, праздника по случаю окончания учебного года, в форме лирической беседы и пр.

Во-вторых, существует процессуальный анализ работы классного руко­водителя. Педагог анализирует процесс своей работы, чаще всего это кон­кретные дела, которые он проводит с учениками: праздники, беседы, походы, экскурсионные поездки. Для этого учителю следует самому или с коллегами получить ответы на примерно такие вопросы.

1. Какие воспитательные и функциональные задачи я решал в этом деле? Чему хотел научить детей, что они должны были узнать, делать?

2. Достиг ли я этих целей? Если да, то благодаря чему? Что у меня полу­чилось особенно удачно?

3. Если не достиг целей, то почему? Плохое содержание, материал, тема дела? Неправильная методика организации? Неверные отношения с учениками?

4. Что нужно исправить, чтобы избежать ошибок: изменить цели, содер­жание, методы, психологические отношения с учениками? Индивидуальный или коллективный анализ дела поможет педагогу осознать достоинства и недостатки в своей работе.

Кроме анализа, направленного на учащихся и на процесс, педагог все время должен производить анализ, направленный на самого себя, — са­моанализ. Надо помнить, что непреложный закон воспитания «человек развивается в деятельности и общении» относится и к личности учителя. Иначе говоря, он растет вместе с учениками, набирается опыта, из­меняется, правда, не всегда в лучшую сторону. Ученые отмечают, что с педагогом может происходить некоторая профессиональная деформация личности. Это выражается в том, что он со временем приобретает учи­тельский синдром, характеризующийся набором «вредных» качеств: по­учающая манера держать себя и говорить; прямолинейность мышления, черно-белое видение мира, возникающие из-за привычки доступно объ­яснять сложные вещи; затруднения в эмоциональном выражении, в лич­ностном отношении к окружающему, появляющиеся в силу необходи­мости постоянно держать себя в руках; склонность к властному стилю управления, подавлению сопротивления иного мнения, так как учитель по определению должен формировать нормы поведения. Если учитель не замечает в себе таких изменений, это становится опасно для него, его семьи и для учеников. Поэтому надо сделать привычным постоян­ный самоанализ ( не превращая его, разумеется, в болезнь), периодическую проверку себя как учителя и как человека,самовоспитание, кото­рое стимулирует личностное развитие, рост учителя, помогает форми­роваться его положительной Я-концепции. Такой учитель достаточно хо­рошо знает и адекватно оценивает себя, стремится совершенствоваться, быть лучше.   

На тему профессионального и личностного роста, самовоспитания учителя имеется богатая литература. В «идеальном учителе» школьники (по исследованию Т.Н.Мальковской) ценят прежде всего старшего това­рища, друга: его способность понимать, эмоционально откликаться, сер­дечность, внимание к человеку. А на втором месте стоит уровень знаний, профессиональная компетентность, качество обучения. Только на треть­ем месте — умение справедливо распоряжаться властью (Кон И.С. Пси­хология ранней юности. М., 1989. С. 122).

Чтобы избежать появления учительского синдрома, необходимо, в ча­стности, неуклонно придерживаться личностного подхода, гуманистиче­ской педагогики, демократического стиля общения. Нужно учиться ис­кусству душевного контакта с учащимися, проявлять открытость, чуткость, искренность, видеть себя со стороны и видеть другого, не бояться быть индивидуальностью. Практику самосовершенствования надо начинать прямо сейчас.

Вообще же главное для успеха в воспитании детей, вероятно, сле­дующее.

1. Быть, насколько возможно, человеком интересным, многознающим и многоумеющим, увлеченным своим делом, творческим.

2. Любить детей не отвлеченно, а в деятельности, заниматься с ними, делать так, чтобы они росли и развивались физически и нравственно здоровыми.

3. Знать некоторые педагогические и психологические тонкости, мето­дики или технологии воспитания, которые изложены в этом пособии, других книгах, всегда стремиться узнавать новое, работать над собой. Желаем успехов.

свернуть

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

развернуть

1. Работает с учащимися закрепленного за ним класса, осуществляет изучение личности каждого обучающегося, его наклонности, интересы.

2. Создает благоприятную микросреду и морально психологический климат в детском коллективе, способствует развитию у обучающихся навыков общения, помогает учащемуся решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями.

3. Осуществляет помощь обучающимся в учебной деятельности: выявляет  причины  низкой  успеваемости,   организует  их  устранение; содействует   получению   дополнительного   образования   через   систему кружков, клубов, объединений по интересам, организованных в гимназии и по месту жительства.

4. Ведет в установленном порядке документацию класса, контролирует заполнение учащимися дневников и проставление в них отметок.

5. Поддерживает постоянный контакт с законными представителями учащихся.

6. Планирует воспитательную работу класса, участвует в работе педагогического совета.

7. Соблюдает права и свободы школьников.

8. Проводит беседы с учащимися по обучению правилам безопасного поведения на воспитательных мероприятий с обязательной регистрацией в классном журнале или журнале регистрации бесед по правилам безопасного поведения.

9. Еженедельно проводит с учащимися классные часы и часы информации.

10. Представляет заместителю директора гимназии по учебной работе отчет об успеваемости учащихся класса по окончании каждой четверти.

11. Обеспечивает своевременное составление установленной отчетной документации.

свернуть
Ещё в этом разделе