Противодействие коррупции

Нормативные правовые документы

развернуть
  1. ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 15 июля 2015 г. N 305-З «О борьбе с коррупцией»

  2. ДЕКРЕТ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ  15 декабря 2014 г. N 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» 

  3. ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 30 июня 2014 г. N 165-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения»     (в редакции Закона Республики Беларусь от 05.01.2015г. № 231-З (редакция 10.07.2015г.) 

  4. ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 4 января 2003 г. N 174-З «О декларировании физическими лицами доходов и имущества»

  5. ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 16 января 2016г. N 19 «О некоторых вопросах декларирования доходов и имущества государственными служащими и иными категориями лиц» 

  6. ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 13 июля 2012 г. N 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» 

свернуть

План мероприятий по противодействию коррупции на 2024 год государственного учреждения образования «Сыроваткинская базовая школа»

развернуть

 

№ п/п

Наименование мероприятий

Срок исполнения

Ответственные

1.                

Рассмотрение вопросов профилактики коррупционных преступлений, исполнения антикоррупционного законодательства на собрании трудового коллектива

Вопрос «Анализ выполнения плана мероприятий по противодействию коррупции на 2024 год»

Июнь, сентябрь 2024

 

 

 

Декабрь 2024

Директор Лещенко В.Н.

2.                

Организация работы по разъяснению работникам учреждения образования трудового законодательства, нормативных правовых актов, направленных на укрепление дисциплины и порядка, исключение случаев уголовно наказуемых действий

При приеме на работу, далее - не реже 1 раза в год

Директор Лещенко В.Н.

3.                

Обеспечение соблюдения порядка осуществления административных процедур по обращениям граждан. Рассмотрение в установленные сроки обращения граждан, содействие им в получении дополнительных сведений и (или) документов от других государственных органов (организаций), исключение из практики фактов истребования иных, чем установленные в законодательстве, документов

Постоянно

Директор Лещенко В.Н.,

заместитель директора по УР Сухаревская А.П.

4.                

Обобщение и анализ поступающей информации (содержащейся в том числе в обращениях, средствах массовой информации, включая сеть Интернет, сообщениях контролирующих, правоохранительных и других государственных органов) о правонарушениях, связанных с коррупцией

По мере поступления информации

Заместитель директора по УР Сухаревская А.П.

5.                

Осуществление приёма на работу в учреждение образования на основе трудового законодательства и в строгом соответствии со штатным расписанием, соблюдение соответствия образования квалификационным требованиям согласно ЕКСД и ЕТСК, соблюдение требований законодательства при приёме на работу близких родственников

Постоянно

Директор Лещенко В.Н.

6.                

Соблюдение ограничений, установленных законодательством, в работе по  совместительству.

Соблюдение порядка составления, утверждения, согласования, ознакомления с графиками работы по совместительству

Август 2023

Директор Лещенко В.Н.,

председатель профкома

Белевич Ж.П.,

работники-совместители

7.                

Размещение и обновление на официальном сайте учреждения образования нормативных правовых, локальных актов, официальной информации: информации о деятельности Попечительского совета, порядок и процедура приёма учащихся в учреждение образования, порядок и процедура аттестации учащихся, перечень административных процедур, режим работы учреждения образования, другие документы и информации (в т.ч. направленные на предотвращение коррупционных правонарушений)

Постоянно

Заместитель директора по УР Сухаревская А.П.,

ответственный за ведение и оформление сайта

Чернявская С.В.

8.                

Обеспечение сохранности государственного имущества, обоснованного расходования безвозмездной (спонсорской) помощи

Постоянно

Директор Лещенко В.Н.,

председатель профкома

Белевич Ж.П.

9.            

Проведение своевременной и качественной инвентаризации материальных ценностей в соответствии с действующим законодательством

Постоянно

Директор Лещенко В.Н.

заведующий хозяйством

Ермак Т.С.

10.            

Информирование педагогической и родительской общественности о расходовании поступивших спонсорских средств:

отражение информации на сайте учреждения

Заседание попечительского совета, вопрос «Об использовании финансовых средств попечительского совета в 2024 году»

Общешкольное родительское собрание, вопрос «О финансово-хозяйственной деятельности учреждения образования за 2023/2024 учебный год»

ежемесячно

 

 

 

август 2024

 

октябрь 2024

Директор Лещенко В.Н.,

председатель попечительского совета

Гиль С.В.

11.            

Осуществление контроля за выполнением постановления Совета Министров Республики Беларусь от 08.11.2006 года № 1493 «Об утверждении положения о порядке организации  учета детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования», анализ качества его выполнения

Сентябрь, январь 2024

Заместитель директора по УР Сухаревская А.П.

12.            

Осуществление контроля за оказанием платных образовательных услуг

Оформление договоров на оказание дополнительных платных образовательных услуг между учреждением образования и законными представителями на основании их заявлений

Осуществление контроля за оплатой предоставленных услуг, проводимой посредством перечисления на банковский расчётный счёт учреждения образования

В течение учебного года

 

октябрь 2024, далее – по необходимости

 

 

 

в период, указанный в договоре

Заместитель директора по УР Сухаревская А.П.

Учителя-предметники, воспитатели дошкольного образования

Заместитель директора по УР Сухаревская А.П.

13.            

Осуществление контроля за фактическим проведений факультативных занятий, стимулирующих и поддерживающих занятий, классных  и информационных часов, объединений по интересам, спортивных секций

В течение года

Заместитель директора по УР Сухаревская А.П.,

заместитель директора по ВР Новикова Л.С.

14.            

Осуществление контроля за распределением  учебных часов, часов факультативных занятий, часов организационно-воспитательной работы, кружковой работы

Август 2024

Директор Лещенко В.Н.

председатель профкома

Белевич Ж.П.

15.            

Осуществление контроля за отработкой рабочего времени работниками учреждения образования

Постоянно

Директор Лещенко В.Н.,  заместитель директора по УР Сухаревская А.П., заместитель директора по ВР Новикова Л.С.

16.            

Осуществление контроля за соблюдением педагогами Норм оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам при организации промежуточной и итоговой аттестации

1 раз в четверть, по окончании учебного года

Заместитель директора по УР Сухаревская А.П.

17.            

Осуществление контроля за качеством преподавания, объективностью организации поурочного контроля

В рамках контролирующих мероприятий согласно плану работы учреждения

Заместитель директора по УР Сухаревская А.П.

18.            

Осуществление контроля за правильностью и достоверностью заполнения бланков строгой отчетности, их выдачи

Июнь 2024

Заместитель директора по УР Сухаревская А.П.

19.            

Осуществление контроля за организацией питания учащихся и работников в учреждении образования

Постоянно

Директор Лещенко В.Н.

зам. директора по УР

Сухаревская А.П.

20.            

Представление директором школы ежегодных деклараций о доходах и имуществе, установленных статьей 17 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» 

до 1 марта, ежегодно

Директор Лещенко В.Н.

21.            

Осуществление контроля за проведением выпускных вечеров, утренников

Май-июнь

2024

Директор Лещенко В.Н.,  заместитель директора по УР Сухаревская А.П., заместитель директора по ВР Цыбульская А.Г.

22.            

Предупреждение необоснованного отвлечения учащихся от занятий на различные виды работ, не связанные с образовательным процессом и функционированием учреждения образования

Постоянно

Заместитель директора по УР Сухаревская А.П.,

заместитель директора по ВР Цыбульская А.Г.

23.            

Соблюдение требований Инструкции при рассмотрении заявлений на прохождение  аттестации педагогических работников, предупреждение о персональной ответственности председателя и членов аттестационной комиссии за нарушение коррупционного законодательства

Объективность формирования аттестационных материалов с отражением реальных результатов деятельности аттестуемых

Согласно  заявлениям

 

 

 

 

 

По итогам прохождения аттестации

Директор Лещенко В.Н.

24.            

Формирование экзаменационных комиссий с учетом профессиональных, деловых, моральных качеств педагогов

Май 2023

Заместитель директора по УР Сухаревская А.П.

25.            

Предупреждение фактов сбора денежных средств на приобретение подарков для педагогических работников в период проведения выпускных экзаменов и других мероприятий

Заседание попечительского совета (вопросы «О проведении торжественных мероприятий «Последний звонок» и «Выпускной вечер», «О проведении выпускного утренника в дошкольной группе»)

Инструктивно-методические совещание: для педагогических работников «Проведение выпускных экзаменов, организованное завершение учебного года», для членов экзаменационной комиссии «Организация и проведение выпускных экзаменов по завершению обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования».

 

Собрание для родителей IX «Об организованном завершении учебного года, организации выпускных экзаменов по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования»

Постоянно

 

 

май 2024

 

 

 

май 2024

 

 

май 2024

Директор Лещенко В.Н. заместитель директора по УР Сухаревская А.П.

заместитель директора по ВР Цыбульская А.Г.

Кл.рук-ль

Чернявская С.В.

26.            

Проведение совещаний с педагогами по вопросам соблюдения Норм оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам, выполнения Правил аттестации учащихся, соблюдения нормативных актов по выдаче свидетельств о базовом образовании

Август 2024,

май 2024

Заместитель директора по УР Сухаревская А.П.

27.            

Обеспечение конфиденциальности олимпиадных заданий при организации и проведении школьных олимпиад по учебным предметам

Октябрь 2024,

март 2024

Заместитель директора по УР Сухаревская А.П.

28.            

Проведение классных часов и родительских собраний на тему «Защита законных интересов несовершеннолетних от угроз, связанных с коррупцией»

В течение года

заместитель директора по ВР Цыбульская А.Г.

29.            

Анкетирование учащихся выпускных классов и их законных представителей с целью выявления возможных коррупционных проявлений

Май 2024

Заместитель директора по УР Сухаревская А.П.

30.            

Проведение информационной работы с членами трудового коллектива по разъяснению коллективного договора и положений о материальном стимулировании

В течение года

Директор Лещенко В.Н.

31.            

Доведение до сведения членов педагогического коллектива содержания приказов о материальном стимулировании

Соответствие установленных приказами сумм стимулирующего характера положениям о материальном стимулировании

Ежемесячно

Директор Лещенко В.Н.

Председатель профкома

Белевич Ж.П.

32.            

Обсуждение кандидатур награждаемых работников на собраниях трудового коллектива

По необходимости

Директор Лещенко В.Н.

 

свернуть

ПОЛОЖЕНИЕ об урегулировании конфликта интересов между работниками и организацией образования

развернуть

ПОЛОЖЕНИЕ  

об урегулировании конфликта интересов между работниками и организацией образования

 

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

  1. Настоящее Положение (далее – Положение) разработано на основании Закона Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. «О борьбе с коррупцией» и определяет порядок урегулирования конфликта интересов между работниками и организацией образования, возникающих у работников организации образования в ходе выполнения ими трудовых обязанностей.
  2. Действия настоящего Положения распространяется на всех лиц, являющихся работниками организации образования и находящихся с ней в трудовых отношениях, вне зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций, а также на физических лиц, сотрудничающих с организацией образования на основе гражданско-правовых договоров.
  3. Под конфликтом интересов в настоящем Положении понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им своих трудовых обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника и правами и законными интересами организации образования.
  4. Под личной заинтересованностью работника организации образования понимается заинтересованность работника, связанная с возможностью получения им при исполнении своих трудовых обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.
  5. В основу работы по управлению конфликтом интересов в организации образования положены следующие принципы:

обязательность раскрытия сведений о реальном или потенциальном конфликте интересов;

индивидуальное рассмотрение, урегулирование и оценка репутационных и иных рисков для организации образования при выявлении каждого конфликта интересов;

конфиденциальность процесса раскрытия сведений о конфликте интересов и процесса его урегулирования;

соблюдение баланса интересов организации образования и работника при урегулировании конфликта интересов;

защита работника от преследования в связи с сообщением о конфликте интересов, который был своевременно раскрыт работником и урегулирован (предотвращен) организацией образования.

 

ГЛАВА 2

МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ

 

  1. Целью профилактики конфликтов является создание условий деятельности для работников организации образования, которые минимизируют вероятность возникновения и (или) развития конфликтов интересов.
  2. В целях профилактики конфликта интересов между работниками и организацией образования предусматриваются следующие мероприятия:

         совершенствование организационно-кадровой структуры организации образования (ее обособленных и структурных подразделений) в целях исключения совместной работы лиц, состоящих в браке или находящихся в отношениях близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов), если данная работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из этих лиц другому;

         уточнение и оптимизация трудовых обязанностей работников организации образования;

установление эффективной системы контроля за исполнением работниками организации образования своих трудовых обязанностей, соблюдением предусмотренных законодательством запретов и ограничений;

проведение организаций образования просветительской и идеологической работы, направленной на распространение знаний о конфликтах интересов, причинах их возникновения, порядке их  предотвращения и урегулирования;

  1. С целью профилактики конфликта интересов работники организации образования не вправе:

оказывать содействие супругу (супруге), близким родственникам или свойственникам в осуществлении предпринимательской деятельности с использованием служебного положения;

выполнять иные оплачиваемые работы, не связанные с исполнением своих трудовых обязанностей по месту основной работы (кроме преподавательской (в части реализации содержания образовательных программ), научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики), если иное не установлено законодательством Республики Беларусь;

участвовать лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;

принимать имущество (подарки), за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, или получать другую выгоду для себя или для третьих лиц в виде работы, услуги в связи с  исполнением трудовых обязанностей;

использовать в личных, групповых и иных внеслужебных интересах информацию, содержащую сведения, составляющие охраняемую законом тайну, полученную при исполнении своих трудовых обязанностей;

использовать во внеслужебных целях средства финансового, материально-технического и информационного обеспечения, другое имущество организации образования.

  1. Работники обязаны руководствоваться интересами организации образования без учета своих личных интересов, интересов своих родственников и друзей при принятии решений по деловым вопросам и выполнении своих трудовых обязанностей, а также избегать (по возможности) ситуаций и обстоятельств, которые могут привести к конфликту интересов.

 

ГЛАВА 3

ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СВЕДЕНИЯ О КОНФЛИКТЕ ИНТЕРЕСОВ И ПРОВЕРКА ПОСТУПИВШЕЙ ИНФОРМАЦИИ О КОНФЛИКТЕ ИНТЕРЕСОВ

 

  1. Обязанности по предотвращению и урегулированию конкретных конфликтов интересов возлагаются на работников – участников конфликтов, начальников структурных подразделений, работников отдела кадров, комиссию по противодействию коррупции (при ее наличии).
  2. Сведения о конфликтах интересов с участием конкретных работников организации образования могут быть получены:

от самих работников, руководителей их структурных подразделений;

из обращений граждан и юридических лиц, публикаций в средствах массовой информации;

в результате совместного анализа имеющихся сведений о личных интересах работников организации образования и выполняемых им трудовых обязанностях;

из других источников.

  1. Координацию деятельности по выявлению конфликтов интересов осуществляет руководитель организации образования.
  2. Работники организации образования самостоятельно устанавливают наличие признаков реального или потенциального конфликта интересов и незамедлительно докладной запиской уведомляют своего руководителя, в непосредственной подчиненности которого находятся (начальника структурного подразделения, заместителя руководителя организации образования и т.д.), о возникновении (возможности возникновения) конфликта интересов.
  3. Руководители структурных подразделений, председатель комиссии по противодействию коррупции (при ее наличии), работники отдела кадров при выявлении признаков реального или потенциального конфликта интересов незамедлительно уведомляют руководителя организации образования о возникновении (возможности возникновения) конфликта интересов докладной запиской, в которой подробно указывается суть конфликта интересов, причина и время его возникновения, отношение работника к возникновению конфликта интересов (субъективные и объективные факторы), значимость конфликта интересов.
  4. Непосредственный руководитель работника при получении докладной записки о возникновении (возможности возникновения) конфликта интересов доводит докладной запиской до сведения руководителя организации образования о возникновении (возможности возникновения) конфликта интересов, к докладной записке приобщает докладную записку работника организации образования и дополнительные материалы, характеризующие суть конфликта интересов.
  5. Руководитель организации образования при получении материалов о возникновении (возможности возникновения) конфликта интересов принимает незамедлительное решение о его предотвращении (урегулировании), либо при необходимости организует проведение дополнительной проверки.

Дополнительная проверка проводится уполномоченным лицом или комиссионно в трехдневный срок от момента получения материалов.

  1. Организация образования берет на себя обязательство конфиденциального рассмотрения представленных сведения и урегулирования конфликта интересов.
  2. По результатам проверки поступившей информации выносится решения является или не является возникшая (способная возникнуть) ситуация конфликтом интересов.

Ситуация, не являющаяся конфликтом интересов, не нуждается в специальных способах урегулирования.

 

ГЛАВА 4

ПОРЯДОК И СПОСОБЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ

 

  1. Окончательное решение о порядке предотвращения или урегулирования конфликта интересов принимает руководитель организации образования.
  2. В случае если конфликт интересов имеет место, то могут быть использованы следующие способы его урегулирования:

вручение работнику письменных рекомендаций о принятии мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов;

отстранение работника от совершения действий по работе, вызывающих или способных вызвать у него конфликт интересов (исключение работника из состава комиссии или рабочей группы; запрет работнику принимать участие в голосовании при сохранении права на участие в обсуждении; ограничение доступа к определенным сведениям на период урегулирования конфликта интересов и иные);

перевод работника в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, с должности, исполнение обязанностей по которой вызвало или может вызвать конфликт интересов, на другую равнозначную должность;

пересмотр и изменение трудовых обязанностей работника;

передача работником принадлежащего ему имущества, являющегося основой возникновения конфликта интересов, в доверительное управление;

отказ работника от своего личного интереса, порождающего конфликт с  интересами организации образования;

увольнение по соглашению сторон, если конфликт интересов носит постоянный и неустранимый характер;

использование иных способов разрешения конфликта.

  1. При принятии решения о выборе конкретного способа урегулирования конфликта интересов важной учитывать значимость личного интереса работника и вероятность того, что личный интерес будет реализован в ущерб интересам организации образования.
  2. В случае отказа работника от принятия мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов руководитель организации образования принимает решение в соответствии с законодательством Республики Беларусь
свернуть

Перечень коррупционных преступлений и правонарушений

развернуть

 

Наименование преступления (правонарушения)

Максимальное

наказание (административное взыскание)

КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (ст. 210 УК)

лишение свободы на срок

до 12 лет со штрафом или без штрафа

 

 

 

 

 

 

 

 

лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

 

Легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (ч. 2 и ч.3 ст. 235 УК)

лишение свободы на срок

от 4 до 10 лет с конфискацией имущества

Злоупотребление властью или служебными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и ч.3 ст. 424 УК)

лишение свободы на срок

от 2 до 10 лет со штрафом или без штрафа

Бездействие должностного лица из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и ч.3 ст. 425 УК)

лишение свободы на срок

до 7 лет со штрафом или без штрафа

Превышение власти или служебных полномочий, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и ч.3 ст. 426 УК)

лишение свободы на срок от 2 до 10 лет со штрафом или без штрафа, с конфискацией имущества или без конфискации

Незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 429 УК)

лишение свободы на срок

до 5 лет со штрафом или без штрафа

Получение взятки (ст. 430 УК)

 

 

лишение свободы на срок

до 15 лет с конфискацией имущества

Злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности (ст. 455 УК)

лишение свободы на срок от 2 до 10 лет со штрафом или без штрафа, с конфискацией имущества или без конфискации

 

Дача взятки (ст. 431 УК)

Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство взятки либо если это лицо после дачи взятки добровольно заявило о содеянном.

лишение свободы на срок до 7 лет 

 

Посредничество во взяточничестве (ст. 432 УК)

        Примечание. Виновный в посредничестве во взяточничестве либо соучастник в даче или получении взятки освобождается от уголовной ответственности, если он после совершения преступных действий добровольно заявил о содеянном.

лишение свободы на срок до 7 лет 

КОРРУПЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ*

Отказ в предоставлении гражданину информации

(ст. 9.6 КоАП)

штраф в размере от 10 до 30 базовых величин

 

Нарушение законодательства об обращениях граждан и юридических лиц (ст. 9.13 КоАП)

 

штраф в размере от 4 до 10 базовых величин

 

Нарушение законодательства об административных процедурах (ст. 9.26 КоАП)

Мелкое хищение (ст. 10.5 КоАП)

Примечание. Под мелким хищением понимаются хищение имущества юридического лица в сумме, не превышающей десятикратного размера базовой величины, установленного на день совершения деяния, а также хищение имущества физического лица в сумме, не превышающей двукратного размера базовой величины, установленного на день совершения деяния

 

штраф в размере от 10 до 50 базовых величин

Нарушение порядка использования средств бюджета, государственных внебюджетных фондов либо организации государственных закупок товаров (работ, услуг)

(ст. 11.16 КоАП)

штраф в размере до 50 базовых величин

Нарушение требований к порядку осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств

(ст. 11.77 КоАП)

штраф в размере до 50 базовых величин

Незаконное делегирование полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности либо на контроль за ней

(ст. 23.81 КоАП)

штраф в размере от 10 до 20 базовых величин

Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 23.82 КоАП)

штраф в размере от 20 до 50 базовых величин

Нарушение порядка проведения конкурсов и аукционов

(ст. 23.83 КоАП)

штраф в размере от 10 до 30 базовых величин

Нарушение порядка предоставления и использования безвозмездной (спонсорской) помощи

(ст. 23.84 КоАП)

штраф в размере до 200 базовых величин

*Административные правонарушения, предусмотренные статьями 9.6, 9.13, 9.26, 10.5, 23.82, 23.83, 23.84 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, являются правонарушениями, связанными с коррупцией, лишь в том случае, если они имеют признаки коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для коррупции, установленные статьями 25 и 37 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией».

свернуть

ПАМЯТКА о составах коррупционных преступлений

развернуть

В целях эффективной организации работы комиссий по противодействию коррупции государственных органов, а также информирования членов комиссий об уголовном законодательстве, предусматривающем уголовную ответственность за совершение коррупционных преступлений, настоящей памяткой предусмотрена информация о следующих составах коррупционных преступлений, определенных Уголовным кодексом Республики Беларусь (в редакции статьей по состоянию на 18.04.2019).

Статья 210. Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями

  1. Завладение имуществом либо приобретение права на имущество, совершенные должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (хищение путем злоупотребления служебными полномочиями), -наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом, или ограничением свободы на срок до четырех лет со штрафом, или лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
  2. Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями, совершенное повторно либо группой лиц по предварительному сговору, -наказывается ограничением свободы на срок от двух до пяти лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или лишением свободы на срок от двух до семи лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
  3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные в крупном размере, наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
  4. Действия, предусмотренные частями 1, 2 или 3 настоящей статьи, совершенные организованной группой либо в особо крупном размере, -наказываются лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Части 2 и 3 статьи 235. Легализация («отмывание») средств, полученных преступным путем

  1. Совершение финансовых операций со средствами, полученными заведомо преступным путем, для придания правомерного вида владению, пользованию и (или) распоряжению указанными средствами в целях утаивания или искажения происхождения, местонахождения, размещения, движения или действительной принадлежности указанных средств — наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом, или лишением свободы на срок от двух до четырех лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
  2. Те же действия, совершенные повторно, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо в особо крупном размере, — наказываются лишением свободы на срок от четырех до семи лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
  3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные организованной группой, -наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Примечания:

  1. Под финансовой операцией в настоящей статье понимается сделка со средствами независимо от формы и способа ее осуществления.
  2. Под средствами в настоящей статье и статье 290-1 настоящего Кодекса понимаются денежные средства, ценные бумаги, электронные деньги, иное имущество, в том числе имущественные права, а также исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности.
  3. Лицо, участвовавшее в легализации средств, полученных преступным путем, освобождается от уголовной ответственности за эти действия, если оно добровольно заявило о содеянном и способствовало выявлению преступления.

Части 2 и 3 статьи 424. Злоупотребление властью или служебными полномочиями

  1. Умышленное вопреки интересам службы совершение должностным лицом из корыстной или иной личной заинтересованности действий с использованием своих служебных полномочий, повлекшее причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам (злоупотребление властью или служебными полномочиями), — наказывается лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
  2. Действия, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные должностным лицом, занимающим ответственное положение, либо при осуществлении функций по разгосударствлению или приватизации государственного имущества, либо повлекшие тяжкие последствия, -наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

 Части 2 и 3 статьи 425. Бездействие должностного лица

  1. Умышленное вопреки интересам службы неисполнение должностным лицом из корыстной или иной личной заинтересованности действий, которые оно должно было и могло совершить в силу возложенных на него служебных обязанностей, сопряженное с попустительством преступлению либо повлекшее невыполнение показателей, достижение которых являлось условием оказания государственной поддержки, либо причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам (бездействие должностного лица), — наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом, или лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
  2. Деяния, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные должностным лицом, занимающим ответственное положение, либо повлекшие тяжкие последствия, — наказываются лишением свободы на срок от двух до семи лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Части 2 и 3 статьи 426. Превышение власти или служебных полномочий

  1. Превышение власти или служебных полномочий, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности, -наказывается лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
  2. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим ответственное положение, либо повлекшие тяжкие последствия, а равно умышленное совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы прав и полномочий, предоставленных ему по службе, сопряженное с насилием, мучением или оскорблением потерпевшего либо применением оружия или специальных средств, -наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Статья 429. Незаконное участие в предпринимательской деятельности

Учреждение должностным лицом, находящимся на государственной службе, организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие его в управлении такой организацией лично или через иное лицо вопреки запрету, установленному законом, если должностное лицо, используя свои служебные полномочия, предоставило такой организации льготы и преимущества или покровительствовало в иной форме, -наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом, или лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Статья 430. Получение взятки

  1. Принятие должностным лицом для себя или для близких материальных ценностей либо приобретение выгод имущественного характера, предоставляемых исключительно в связи с занимаемым им должностным положением, за покровительство или попустительство по службе, благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию, либо за выполнение или невыполнение в интересах дающего взятку или представляемых им лиц какого-либо действия, которое это лицо должно было или могло совершить с использованием своих служебных полномочий (получение взятки), — наказываются ограничением свободы на срок от трех до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или лишением свободы на срок до семи лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
  2. Получение взятки повторно, либо путем вымогательства, либо группой лиц по предварительному сговору, либо в крупном размере — наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
  3. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные статьями 430, 431 и 432 настоящего Кодекса, либо в особо крупном размере, либо организованной группой, либо лицом, занимающим ответственное положение, — наказываются лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Статья 431. Дача взятки

  1. Дача взятки — наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до пяти лет.
  2. Дача взятки повторно либо в крупном размере — наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до семи лет.
  3. Дача взятки лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные статьями 430, 431 и 432 настоящего Кодекса, — наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества или без конфискации.

Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство взятки либо если это лицо после дачи взятки добровольно заявило о содеянном.

Статья 432. Посредничество во взяточничестве

  1. Непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя (посредничество во взяточничестве) -наказывается штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до четырех лет.
  2. Посредничество во взяточничестве, совершенное повторно, либо с использованием своих служебных полномочий, либо при получении взятки в крупном размере, -наказывается арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок до шести лет.
  3. Посредничество во взяточничестве, совершенное лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные статьями 430, 431 и 432настоящего Кодекса, либо при получении взятки в особо крупном размере -наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет.

Примечание. Виновный в посредничестве во взяточничестве либо соучастник в даче или получении взятки освобождается от уголовной ответственности, если он после совершения преступных действий добровольно заявил о содеянном.

Часть 1 статьи 455. Злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти

  1. Злоупотребление начальника или должностного лица властью или служебными полномочиями, превышение власти или служебных полномочий, умышленное бездействие власти, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности, повлекшие причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам, — наказываются ограничением по военной службе на срок до двух лет, или арестом, или лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
свернуть
поделиться в: